Музей-квартира Пушкина на Мойки 12

Дом, куда в начале сентября 1836 года въехал поэт, сняв на первом этаже 11-комнатную квартиру, принадлежал княгине Софье Волконской, сестре известного декабриста Сергея Волконского, который дружил с Пушкиным. Сергей Волконский должен был наследовать дом на Мойке, но после восстания 1825 года бунтаря-аристократа сослали в Сибирь, куда уехала вслед за ним и его жена. Дом княгиня передала в наследство дочери Волконской, которая с 1810-х годов сдавала комнаты в доме внаем. Пушкин переехал в одну из квартир со своей семьей осенью 1836 года. Александр Сергеевич с супругой и детьми имел обыкновение периодически менять съемные квартиры и летние загородные дачи. В доме на набережной Мойки 12 семейство Пушкиных, оказалось, можно сказать, случайно.

Но красивый дом произвел приятное впечатление на Александра Сергеевича, но он остановился здесь. Построенный в XVIII веке особняк по проекту Джузеппе Трезини имел дворцовый вид, а планировка жилья относилась к анфиладному типу. Договор об аренде квартиры и части хозяйственных помещений был заключен на 2 года. Кроме семейства Пушкина, в доме на Мойке проживали служившие им люди. Во дворе особняка, помимо конюшен (Бироновы конюшни), находились сараи для карет и сеновал. На реку Мойку выходили окна главных и лучших комнат дома, переданным в пользование старшим сестрам Гончаровым, гостиная, спальня, столовая и буфетная. Во двор же смотрели окна кабинета поэта, детской, передней и комнаты слуг.

Переехав на Мойку, Пушкин не мог не продолжать заниматься привычными делом-руководить журналом «Современник» так как надо было содержать семью. Впрочем дела шли плохо — журналы  не распродавались. Однако, ему не мешало писать стихи и прозу, и закончить и издать одно из самых известных своих творений – «Капитанскую дочку»..

Гостиная являлась центральной комнатой парадной анфилады, выходящей окнами на Мойку. Она предназначалась для тихих домашних вечеров и прочтению поэтом для домашних некоторых своих произведений. Здесь, как и в бытность Пушкина стоит «круглых стол на четырех вогнутых внутрь ножках»., «два дивана из красного дерева, небольшой застекленный шкаф с книгами, кое где одного фасона со столом кресла, обитые бронзой, спинки решетчатые».

Старшие сестры Натальи Пушкиной (Гончаровой) -Александра и Екатерина Гончаровы, с осени 1834 года стали жить в семье поэта. Александр Сергеевич не приветствовал такое решение Натальи. «Мое мнение-семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети-покамест малы; родители когда уже престарелы. А то хлопот не наберешься, и семейного спокойствия не будет». Но со временем Александр Сергеевич привык к присутствию сестер жены.

Сестрам было комфортно жить в доме у Пушкиных. Екатерина Гончарова, венчавшаяся с Дантесом за 2 недели до роковой дуэли, писала своему брату: «Я так счастлива, так спокойна, никогда не мечтала о таком счастье, поэтому, я право, не знаю, как я смогу отблагодарить Ташу и ее мужа за все, что они делают для нас».. Впоследствии Екатерина Гончарова станет баронессой Дантес де Геккерн.

Очень необычное ощущение возникает, когда попадаешь из светлых гостиных комнат, в большой темный кабинет, уставленный шкафами с книгами и освещенный 2 настольными лампами. В середине стоит большой, изящный кожаный диван, на котором часто лежал Пушкин, прочитывая очередную свою редакцию. Ученые и историки жизни Пушкина установили подлинность этого дивана. На этот диван положили Пушкина, раненного в живот после дуэли и истекающего кровью. Подлинная и сабля турецкого образца в серебряных ножнах, привезенная из Кавказа. Подарена она была Пушкину лично командующим русской армией, генерал-фельдмаршалом Паскевичем. Под саблей, висящей на левой стене, находится и настоящий дорожный ларец поэта. В кабинете можно увидеть и три трости поэта, у одной из которых набалдашник сделан из цельного аметиста, а другой набалдашник из слоновой кости с гравированной надписью «Пушкин». В третьей трости пуговица с камзола Петра I, увенчанная его вензелем и доставшаяся в наследство поэту от его знаменитого предка Абрама Ганнибала. На стенах кабинета размещены портреты друзей Пушкина-Евгения Баратынского, Антона Дельвига и Василия Жуковского с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Последний портрет был подарен Жуковским поэту после выхода «Руслана и Людмилы».

В квартире на Мойке прошли последние месяцы жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он готовил к выпуску журнал «Современник», завершал написание и редактирование «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина».  Отсюда он уехал на роковую дуэль с Дантесом, и был привезен вечером, истекающий кровью. Александр Сергеевич Пушкин умер на второй день после дуэли — 29 января 1837 года, «на Мойке, у Конюшенного мосту». В его предсмертные часы набережная возле дома была заполнена народом. На дверях друг поэта Жуковский вывешивал Бюллетени, которые сообщали о состоянии здоровья поэта. После смерти Пушкина в квартиру приходило огромное число людей, чтобы проститься с ним. Гроб стоял в передней, затем его внесли в гостиную… Отпевали Пушкина в рядом находящемся храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Сопровождать тело поэта к месту захоронения император Николай I повелел Александру Тургеневу. Похоронили поэта 6 февраля 1837 года в Свято-Успенском Святогорском мужском монастыре Псковской епархии, рядом с родовым кладбищем Ганнибалов-Пушкиных.

Сейчас в музее на цокольном этаже, перед входом в Музей-квартиру Пушкина можно ознакомиться и с откликами, которые оставили в связи с гибелью поэта его современники. Тут же хранятся свадебные туфли Натальи Гончаровой. На 2-ом и 3-ем этажах находятся художественные произведения, среди которых: различные гравюры, литографии, портреты друзей и знакомых Пушкина, акварельные рисунки произведения декоративно-прикладного характера, скульптуры, вещи Пушкина и его семьи. В них можно увидеть рукописи поэта, а также известные полотна. Например, портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.