Петропавловский Собор - усыпальница Романовых

Собор во имя апостолов Петра и Павла на территории Петропавловской церкви (Петропавловский Собор)–часть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости. Высота собора – 122,5 метра., поэтому вплоть до 2012 года храм считался самым высоким строением Северной столицы. Естественно, что в 1703 году, это деревянная церковь, поэтому Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом, заложенным по инициативе Петра I. Санкт-Петербург был назван в честь Святого Петра, который являлся одним из 12 апостолов Иисуса Христа.

АПОСТОЛ ПЕТР. При первой встрече Иисус сказал рыбакам Петру и его Брату Андрею: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». В последнюю встречу перед арестом Иисус сказал Петру, что тот «трижды отречется от Него, прежде чем пропоет петух»… Спустя время Петр искренне покаялся и был прощен Господом. В «Деяниях Апостолов» описывается, что Петр мог так убежденно проповедовать Евангелие в разных странах мира, что  обращал ко Христу за раз до 5 тысяч человек, Петр мог излечивать больных и воскресил нескольких умерших. Согласно писателю Иерониму Стридонскому Петр был первым епископом Рима с 42 по 67 г.г., а Греческий православный патриархат ведет список патриархов от апостола Петра. Во время гонений императора Нерона на христиан, Петр был распят вниз головой на перевернутом кресте в 67 году. Собор Святого Петра в Риме построен над местом предполагаемой могилы апостола Петра.

8 июня 1712 архитектором Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Но строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, выкопав глубокие рвы, выложив фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Колокольня была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля. Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году — сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году — царевич Алексей. Также здесь хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского Собора.

ШПИЛЬ. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина. Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера.

Иконостас Петропавловского собора, украшенный пышной резьбой, поражает воображение и самим замыслом, и размерами этого уникального памятника культуры. По ширине 30 метров, в высоту 20 метров! Такой шедевр могли сделать только в московских мастерских, поэтому в 1722 году по заказу Петра I, Доменико Трезини отправил в Москву эскиз будущего шедевра. По нему скульптор Иван Зарудный создал и создал иконостас в Оружейной палате Кремля. В течение 5 лет над заказом работало более 40 опытных столяров, резчиков по дереву (каркас делался из лиственницы, а элементы делались из липы) и мастеров по позолоте. За иконостасом сделали алтарь, который своей масштабной и красочной картиной должен символизировать царство небесное. Надпрестольная сень стоит над престолом в виде деревянного резного балдахина на 4 витых ножках. В Петербург иконостас был доставлен в 1728 году в виде множества составных частей, которые собирали уже в самом соборе при помощи деревянных креплений. Центральный элемент иконостаса-Царские ворота, с их 4 створками, где тщательно выполнены барельефы Тайной вечери и ротондой с куполом, прорезанной круглыми окнами. Сразу за Царскими Вратами стоит красивая золотая ротонда, купол которой увенчан скрещивающимися ключами. Это символизирует «ключи Петра». Эти ключи и открывают двери в Царство небесное, ключ же в руке апостола Петра – это символ отпущения грехов, право на которое он получил от Иисуса, и мог в свою очередь это право передавать священникам.

Нижняя часть ротонды оформлена фигурами из сцены Тайной вечери. Над столом-фигура Девы Марии, а над ней голубь, символизирующий Святой Дух. Очень красивы фигуры архистратигов по разные стороны от Царских врат. Слева-статуя с пальмовой ветвью в правой руке- архангел Гавриил, а справа- статуя архангела Михаила с огненным мечом в руке (в виде длинного языка пламени), который одной ногой стоит на драконе. Интересно, что в иконостасе больший упор сделан на скульптурные композиции, нежели «классический ряд икон». Неудивительно, что в иконостасе 41 скульптура. Что касается, икон, то для этого иконостаса они написаны мастерами школы Михаила Абрамова. Всего установлены 43 иконы, которые в то время соединили в себе лучшие древнерусские традиции иконописи и наработки «Старого Света». Слева от Царских врат главная икона женской половины-«Богоматерь на престоле», младенцем на руках, благословляющим правой рукой, и держащим державу в левой руке. Справа от Царских врат икона Христа, где Иисус облачен коронационную одежду русских царей, восседающий на престоле, с венцом на голове, похожим на императорскую корону.

Две большие крайние иконы иконостаса изображают святых. Справа-Петра, слева-Павла. Интересно, что икону Богоматери окружают икона Великомученицы Екатерины, и ветхозаветные святые женские лики, что отражает главную идею, состоящую в том, что царская власть исходит от высшего божественного начала, а лик его в разных именах повторяются в разное время.  Интересно, что зная об отсутствии наследников по мужской линии (Алексей Петрович в июле 1718 года умер в Петропавловской крепости, а другой сын Петр Петрович умер в раннем возрасте) — Петр I в феврале 1722 года законом отменил прежний порядок наследования престола прямым потомкам по мужской линии. А в мае 1824 года, за год до своей смерти, Петр I короновал в Успенском соборе императрицей свою супругу Екатерину. Более того, Петр I считал, что Екатерина достойна возглавить государство. Вспомните хотя, такой трагический эпизод истории России как Прутский поход Петра, где благодаря таланту и достоинству Екатерины русские войска не были уничтожены. После похода Петр I наградил Екатерину орденом Святой Екатерины.

Петропавловский Собор является усыпальницей российских императоров рода Романовых со времен Петра, а Великокняжеской усыпальницей:
В правой части у иконостаса находится 6 усыпальниц, относящихся к царствованиям 18 века — Петр I, императрица Екатерина I Алексеевна, — императрица Елизавета Петровна (в одном ряду),
А императрица Екатерина II Алексеевна, император Петр III Федорович, и императрица Анна Иоанновна (в другом ряду). В левой части у иконостаса находится 6 усыпальниц, относящихся к царствованиям 19 века: император Павел I Петрович (рядом супруга Мария Федоровна), император Александр I Павлович (рядом супруга Елизавета Алексеевна), император Николай I Павлович (рядом супруга Александра Федоровна). В зале собора: император Александр II Николаевич и император Александр III Александрович. Последний русский император Николай II Александрович, вместе с членами семьи и близкими покоятся в Екатериненском приделе Петропавловского собора. Все остальные усыпальницы рода Романовых -это разного возраста царские дети, внуки и их супруги.

После февральской революции 1917 года Временное правительство издало распоряжение об изъятии из царских гробниц всех золотых вещей (иконы, венки, медали, лампады и т.д). Ценные предметы были изъяты и увезены в Москву, где дальнейшая их судьба неизвестна. Второй этап разграбления начался при большевиках, в 1921 году, в целях «помощи голодающим». По свидетельству очевидцев происходившего, тела императоров Александра III, Петра I, Павла I  были вынуты и переложены в дубовые гробы, гробы опечатаны и отвезены в Исаакиевский Собор, где хранились в подвальном помещении.