Исаакиевский собор — это одна из самых грандиозных и уникальных построек в мире, являющаяся национальным достоянием России. Обратимся к цифрам:
Строительство собора заняло 40 лет — (1818-1858 годы) и продолжалось при 3 императорах: Александре I, Николае I и Александре II.
В основание фундамента для прочности вбито 10 762 сваи в болотистый грунт, которые до сих пор держат общий вес Собора, равный 300 тысячам тонн на площади 4 тыс.м2, то есть по 75 тонн на 1 м2, Высота 101,5 метров, Фасад здания украшают более 350 скульптур. Вес только одной верхней колоннады почти 70 тонн! Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек Общий вес золотого убранства — 100 килограмм, Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.
Исторические этапы строительства Исаакиевского Собора:
Первый этап:
В 1717 году Пётр I заложил первый камень каменной Исаакиевской церкви, которую возводили в течение 10 лет по проекту Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Михаил Земцов, Николай Гербель и Гаэтано Кьявери. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику Петропавловский собор, построенный примерно в то же время архитектором Трезини. Церковь стояла на не укрепленном речном берегу, где сейчас находится Медный Всадник, поэтому из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Второй этап:
Екатерина II посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново, так как высоко чтила память императора Петра I. Работы начались в 1768 году по проекту Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с 5 главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Третий этап:
Приземистое и непропорциональное сооружение не соответствовало парадному облику центра Петербурга. Это невероятно, но здание храма, достроенное при Павле I посредством придворного архитектора Винченцо Бренны пришлось в итоговом виде сделать с меньшим куполом и облицевать кирпичем. Ведь мрамор был отправлен на строительство Михайловского замка. Таким образом, здание достроенное в 1802 году и тогда же освященное, в глазах горожан стало настолько неудачным проектом, что вызывало у них только насмешки. Сразу же стало понятно, что зданию в самом ближайшем будущем потребуется перестройка.
Четвертый этап: Поэтому в 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие -Кваренги, Воронихин, Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора Монферрана. Талантливый архитектор сразу предложил свой проект пятиглавого собора с колонными портиками, в котором должны были сохраниться пилоновые опоры и 3 алтаря, построенные еще Ринальди.
ГОРЕЛЬЕФЫ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА:
— На северном фасаде изображен горельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь».
— На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части горельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу горельефа находится фигура, держащая в руках модель собора – это архитектор Огюст Монферран. Под горельефом надпись: «Царю царствующих».
— Южный фасад украшен горельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение. Под горельефом надпись: «Храм мой храм молитвы наречется».
— На восточном фасаде находится горельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под горельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки».
Внутри Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую – Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись Карл Брюллов выполнял 4 года.
Живописные работы в стеновых нишах собора:
На западном своде центрального нефа изображена роспись русского художника итальянского происхождения Федора Бруни — «Видение пророка Иезекииля о долине костей». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы — это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.
Другой яркой росписью Федора Бруни является композиция над алтарем собора (восточная сторона)- «Страшный суд». В центре внушительная фигура Иисуса Христа, за спиной которого белоснежный престол, ангелы в светлых одеяниях и праведники, которые восседают на небесах. У ног Вседержителя лежит скелет на черном покрывале. Смерть лежит со сломанной косой, что символизирует утрату власти смерти. По сторонам изображены восходящие и заходящие светила, призрачные фигуры возносящихся в рай праведников и низвергающихся в ад грешников.
Композиция главного купола Исаакиевского собора называется «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова. Карл Брюллов известен своими картинами в Третьяковской Галерее, среди которых, например, «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году», «Всадница», «Последний день Помпеи» в Русском музее и др. Богородица изображена в окружении Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и святых покровителей царского дома Романовых. Композиция выполнена с стиле монументальной живописи, широкими мазками. На барабане купола скульптурные фигуры 12 ангелов, между которыми изображены 12 апостолов. Центральной символом композиции является свободный центр купола, куда на высоту 80 метров помещена серебряная скульптура голубя-символа Святого Духа.
Кроме фигур евангелистов, венчающих фронтоны фасадов Исаакиевского собора работы скульптора Витали, есть еще и изображения внутри собора. Апостолы изображены по углам со своими символическими образами: Марк изображен со Львом, Матфей с Ангелом, Иоанн с Орлом и Лука с Тельцом. Такие символы закрепились за евангелистами потому что: Матфей в своем Евангелии изобразил наиболее человеческий характер Христа, и его символом стал ангел (человек); Марк в своем Евангелии изобразил всемогущество Христа и его царственность, поэтому лев его символ; Лка говорил о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов; Евангелие от Иоанна наполнено возвышенными символами, что символизирует благородного орла.
Стены Исаакиевского собора облицованы итальянским белым мрамором, нижняя часть стен-черным сланцем и пилястры и колонны-вишневым и розово-светлым тивдийским мрамором. Мрамор разных цветов присутствует повсюду, красный, желтый, зеленый, красный. Пол собора украшен темно-серыми и светло-серыми мраморными политами из карьера Рускеала в Карелии, и тивдийским розовым и красным мрамором. Красивейший резной иконостас, отделанный малахитом и бадахшанским лазуритом состоит из прекрасного белого мрамора. Ступени, ведущие к алтарю облицованы шокшинским малиновым кварцитом.
Одним из авторов росписей Исаакиевского собора является живописец Федор Бруни. В период 1841-1845 г.г. Бруни написал в Италии 25 картонов, которые привез в Россию и продемонстрировал в Академии Художеств. Некоторые картоны были нарисованы в Исаакиевском соборе в виде фресок самим Бруни, а часть композиций он перепоручил другим художникам. Композиции на аттике Исаакиевского собора находятся композиции Бруни: «Всемирный потоп», «Сотворение мира», «Явление Господа апостолам по Воскресении»,»Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного». Композиции на плафоне: «Второе пришествие Сына Божия», «Введение Первородного сына во Вселенную», «Прорцы на кости», «Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы». Композиции в полукружии над аттиком: «Творец, благословляющий все созданное», «Святой Дух в сомне ангелов».
Другим живописцем, вложившим много труда в роспись Исаакиевского собора был мастер исторический картин и церковный декоратор Петр Басин. В возрасте 25 лет он получил золотую медаль за программную картину «Христос изгоняет из храма торгующих». Для Исаакиевского собора Басин создал около 40 образов и композиций. Многие историки живописи считают, что Басин выполнил основной, наибольший объем росписей. Петр Васильевич доканчивал эскизы Брюллова на плафоне главного купола Исаакиевского собора, а также «Бичевание» и «Се человек» на центральном аттике. Им была создана композиция «Нагорная проповедь» над южными дверями и «Лобзание Иуды» и «Несение Креста» на центральном аттике.
Исключительную роль в создании мозаичных композиций Исаакиевского собора сыграл тот факт, что Федор Бруни подобрал целую группу талантливых мозаичистов-художников: художник-мозаичист Егор Григорьевич Солнцев, живописец-мозаичист Иван Савельевич Шаповалов, художник Николай Михайлович Алексеев, художник Иван Данилович Бурухин, художник Михаил Хмелевской и др. Мозаики Исаакиевского собора, выполненные высококласными мастерами получили высочайшую оценку в других странах. Всемирное признание пришло на выставке 1862 года в Лондоне, когда все иностранные эксперты-искусствоведы единодушно заявили, что «производство и качество исполнения русских мозаичных смальт доведено до высшего качества, практически совершенства, как нигде в Европе».
Парадные двери:
В собор ведут 3 большие по размерам парадные двери, где площадь каждой из них равна 42м2, высота створок — 6.8 метра, масса каждой створки по 9.7 тонн. Изготовлены двери из дуба и покрыты литьём из бронзы с нанесённой декоративной патиной. И снаружи и внутри они украшены многочисленными бюстами, барельефами, скульптурами. Изнутри каждая створка дверей разделена на 4 кессона, в которые помещены рельефы. Тематика художественного оформления дверей была предложена Святейшим Синодом. Авторство всех дверей приписано Ивану Петровичу Витали-ученика формовщика Пьетро Витали. По традиции, главным входом в православный храм является западный, так как в восточной части устанавливается алтарь. Искусствоведы отмечают, что именно западные двери выполнены с наибольшим мастерством.
Горельефы в нишах:
— Северный фасад, правая ниша, горельеф «Положение во Гроб» (скульптор Петр Клодт)
— Северный фасад, левая ниша, горельеф «Несение Креста» (скульптор Петр Клодт)
— Южный фасад, левая ниша, горельеф «Благовестие ангела пастырям» (скульптор Александр Логановский)
— Южный фасад, правая ниша, горельеф «Избиение младенцев» (скульптор Александр Логановский)
Храм строился невероятно долго, 40 лет и современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.
Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор. .
Действительно, ближе к полному завершению строительства здоровье Монферрана стало ухудшаться. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя — Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них — и сам Монферран.
Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и «пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно» и через 27 дней умер после того как храм был освящен. Хотя Монферран и завещал похоронить его в Исаакиевском Соборе, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.