Ростральные колонны на Биржевой пл.

Ростральные колонны высотой по 32 метра каждая — символ морских побед России, где традиция в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные рострами, или носами, вражеских кораблей, пошла из Древнего Рима. 2 ростральные колонны возвели в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Томаа де Томона. Это место в Петербурге в XVIII веке было одно из самых значимых: тут было удобно причаливать кораблям и в 1733 году с Березового острова именно на Стрелку перевели порт. Затем, здесь построили здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно причаливало более тысячи кораблей. Ростральные колонны были больше фонарями, нежели маяками, как некоторые полагали; на реках их не ставили. Хотя они помогали приходящим в порт кораблям. Ростральные колонны в ночной тьме или кисее тумана указывали путь, куда надо было причаливать кораблям.

По замыслу  автора колонн Тома де Томона  они показывали мощь и величие морского флота российского государства, а также отсылали к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами  поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года. Южный фонарь указывает путь в Большую Неву, а северный в Малую Неву.

У подножия колонн расположены 2 мужские и 2 женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Иосифа Камберлена и ЖакаТибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу.

Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к коЖозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода». В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям (27 января-день снятия блокады Ленинграда, чемпионат мира по футболу, праздник «Алые Паруса»).