English English Русский Русский
English English Русский Русский

Ростральные колонны на Биржевой пл.

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Ростральные колонны высотой по 32 метра каждая — символ морских побед и величия флота Российской империи, где традиция в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные рострами, или носами, вражеских кораблей, пошла из Древнего Рима. 2 ростральные колонны возвели в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Томаа де Томона. Это место в Петербурге в XVIII веке было одно из самых значимых: тут было удобно причаливать кораблям и в 1733 году с Березового острова именно на Стрелку перевели порт. Затем, здесь построили здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно причаливало более тысячи кораблей. Ростральные колонны были больше фонарями, нежели маяками, как некоторые полагали; на реках их не ставили. Хотя они помогали приходящим в порт кораблям. Ростральные колонны в ночной тьме или кисее тумана указывали путь, куда надо было причаливать кораблям.

По замыслу  автора колонн Тома де Томона  они показывали мощь и величие морского флота российского государства, а также отсылали к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами  поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года. Южный фонарь указывает путь в Большую Неву, а северный в Малую Неву. У подножия колонн расположены 2 мужские и 2 женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов Иосифа Камберлена и ЖакаТибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу.

Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к коЖозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода». В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям (день снятия блокады Ленинграда, чемпионат мира по футболу, праздник «Алые Паруса»)..лоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода». В 1957 году к фонарям из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особо торжественным случаям (день снятия блокады Ленинграда, чемпионат мира по футболу, праздник «Алые Паруса»)..