English English Русский Русский
English English Русский Русский

Сампсониевский Собор

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Сампсониевский собор — это уникальный объект, это один из старейших храмов по времени основания Санкт-Петербурга. Небольшая деревянная церковь во имя преподобного Сампсона Странноприимца была заложена Петром I в память об важнейшем историческом событии- Полтавской победе, одержанной 27 июня 1709 года (в день святого Сампсона). Святой преподобный Сампсон именуется «Странноприимцем», поскольку в течение всей жизни этот святой V-VI века принимал странников, нищих и больных, предоставлял им кров и еду, избавлял от недугов. Образованный человек, римлянин по рождению, он вел активную благотворительную врачебную деятельность в Константинополе и даже исцелил опасно заболевшего императора Юстиниана.
В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, а военное могущество Швеции было подорвано,- в Северной войне произошёл перелом в пользу России. Петром был поставлен деревянный крест на месте битвы, в Москве к торжественной встрече войск, возвращавшихся с Полтавской победы, по указу Петра I были построены 7 триумфальных ворот, а в Петербурге заложена маленькая деревянная церковь на Выборгской стороне, близ Невы, в конце ноября 1709 года и через 8 месяцев, в 1710 году, освящена. Есть сведения, что Петр I лично участвовал в закладке храма. Именно это место было выбрано для церкви, потому что здесь пролегала старинная дорога в шведское королевство (Выборгской тракт), по которой русские войска уходили на войну. Таким образом, новый храм был призван ободрять русских солдат, напоминать о разгроме врагов и служить духовной защитой.

Первоначальная Сампсониевская церковь на Выборгской стороне была рубленая, низкая, с маленькими окнами и двускатной крышей с главкой, увенчанной шпилем с крестом. Церковь обладала ценными произведениями искусства, большинство которых поступило от богатых прихожан в виде вкладов, среди которых было печатное Малое Евангелие 1703 года, имеющее посвящение царевичу Алексею, дорогие церковные сосуды, кресты, ценные иконы, богослужебные книги в богатых переплетах, воздухи (тканые покровы для священных сосудов). Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I.
Позже в 1728 году после подачи прошения в Синод священником Сампсониевского храма Василием Терлецким началось строительство каменного храма. Но время строительства было неудачным, потому что столицу перенесли из Петербурга в Москву, город обезлюдел, а первоначально собранные деньги закончились. Только в 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, и столица вернулась в Санкт-Петербург работа снова закипела, и в 1733 году была построена западная часть (трапезная) с 2 боковыми приделами (малыми храмами).
В 1732-1740 г.г. была возведена и колокольня — доминанта всего ансамбля и доканчивалось строительство летнего храма ( восточной, главной части церкви) и работы по изготовлению большого иконостаса. Главный придел украсил 4-ярусный одиннадцатиметровый, сверкающий позолотой резной иконостас, созданный в 1737-1739 годах. Иконы «греческого письма» принадлежали кисти иконописцев Александра Квашина, Андрея Поспелова, Баженова. Каждая икона представляла собой «самобытный шедевр». К примеру, лицевые святцы – иконы, иллюстрирующие святых и церковные праздники. По святцам выбирали имена для новорожденных, дабы младенец обрел своего небесного покровителя…

Своды и стены храма были покрыты росписью. Завершение трехъярусной колокольни было выполнено по типу шатра, увенчанного луковичной главкой с золоченым крестом. Колокольня соединялась с основным зданием церкви глухой одноэтажной крытой галереей. Точное время постройки этого перехода неизвестно, но современные исследователи обнаружили его на плане Петербурга 1777 года. Святынями храма были икона с частью Ризы Господней и с частицами святых мощей, иконы Тихвинской Божией Матери, Толгской Божией Матери, икона Николая Чудотворца, икона «Иоанн Воин и Михаил Малеин», икона Успения Божией Матери в серебряной ризе, икона Пресвятой Троицы, вырубленная на каменной плите; ценные Евангелия. Благозвучный ансамбль звучания создавали 14 колоколов, самый большой из которых весом 400 пудов (6,4 тонн) заказал отлить в Москве в 1763 году богатый купец Михаил Грязновский-Лапшин.
В ограде собора были похоронены казнённые 27 июня (8 июля) 1740 дипломат и губернатор астраханский и казанский Артемий Волынский, государственный деятель Андрей Хрущёв и архитектор Петр Еропкин. В 1885 году на могиле был установлен памятник (справа от входа в Собор) архитектора Михаила Щурупов, барельеф работы Александра Опекушина, текст эпитафии поэта Кондратия Рылеева.
В 1933 году с собора были сняты все колокола (кроме главного), в 1938 году по приказу советской власти службы в соборе прекратились, в соборе размещался магазин готового платья.. В 1984 году благодаря инициативе ученого Георгия Бутикова собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», что способствовало началу восстановительных работ.

Интересные факты, связанные с собором:
— Имя архитектора собора неизвестно, однако существует версия, что им мог быть сам Доменико Трезини. Не исключено также, что проект разрабатывался его племянником – Джузеппе Трезини. В пользу этого факта свидетельствует внешнее сходство трапезной с церковью Трех Святителей Вселенских на 6 линии В.О.,11
— Устроенное Петром в 1711 году кладбище вокруг деревянной церкви по сути явилось первым общегородским кладбищем, так как оно находилось в отдалении от города. В то время в Петербурге не было кладбищ, а горожан хоронили около собственных домов или у приходских церквей. В непосредственной близости от храма стали появляться захоронения христиан, а чуть дальше — представителей иных религий.
— В 1820 году в Сампсониевском соборе был крещён дед Владимира Ленина по материнской линии Израиль Бланк, получивший имя Александр (в честь своего крёстного отца, графа Александра Апраксина) и отчество Дмитриевич (в честь сенатора Дмитрия Баранова)
— Согласно легенде, в Сампсониевском соборе, 8 июня 1774 года тайно венчались императрица Екатерина II и генерал-адъютант Григорий Александрович Потёмкин, будущий светлейший князь Таврический…

При начале строительства храма, в 1711 году по приказу Петра I на территории собора было устроено кладбище. К середине XVIII века кладбище занимало территорию 4,5 га. Выше, по берегу Большой Невки, было отведено место под «немецкие» захоронения. В этой части кладбища были захоронены: первый архитектор Петербурга Доменико Трезини, немецкий архитектор Андреас Шлютер, автор проекта планировки Адмиралтейской стороны и Кунтсткамеры Георг Маттарнови, главный архитектор Петербурга и автор генплана Петербурга образца 1717 года Жан Батист Леблон и один из первых архитекторов Петербурга Николай Гербель, скульптор, создатель конного монумента Петру I Бартоломео Растрелли, первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост, живописцы Луи Каравак, живопесец-анималист Иоганн Гроот и живописец Стефано Торелли, фельдмаршал Бурхард Миних. Кладбище было закрыто в 1770 году по приказу Екатерины II. До сегодняшних дней могилы не сохранились, а на месте кладбища разбит сквер.