English English Русский Русский
English English Русский Русский

Здание городской Думы на Невском проспекте

Состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, высотой 47,5 метров, расположенной на углу. Интересный факт, что высота башни Городской думы точно равна высоте Александровской колонны на Дворцовой площади. Здание городской думы изначально внешне повторяло облик Серебряных рядов, так что получалась симметрия конструкции, образуемой Думой, Серебряными рядами и башней Думы между ними.

П.С. 77Изначально башня Думы возводилась как сигнальная башня на случай пожара, где внутри нее постоянно дежурили 10 пожарных. В 1835 году архитектор Беретти соорудил конструкцию для подъёма сигнальных шаров.

Интересно, что многоярусная башня пятигранной формы, где каждый ярус обработан на углах пилястрами, по проекту Джакомо Феррари возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала, поэтому стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части Невского проспекта. С Невского же проспекта в башню ведет открытая гранитная лестница с расходящимися маршами.

Изначально это место на Невском проспекте было отдано «петербургскому купечеству под строение «гильдейского дома». Архитектором Гезелем Яковлевым были возведены, кроме каменного гильдейского общественного дома и ранее построенной каменной ратуши, каменный корпус с 12 лавками и Серебряный ряд с 14 лавками. В итоге дом был построен в 1752—1754 годах, в котором стали проходить заседания избранных купечеством «городовых старост». Через год после пожара 1783 года деревянных лавок-«Серебрянных рядов» (торговые ряды, торговавшие серебрянными изделиями) итальянский архитектор Джакомо Кваренги возвел сохранившееся доныне каменное здание «Серебряных рядов», обработанное в нижнем этаже открытыми арками.

В 1785 году по воле Екатерины II в здании Общественного гильдейского дома наряду купеческим управлением стала размещаться Петербургская городская дума.

В 1799 году Павел I передал гильдейский дом в городское управление для устройства в нём городского управления-ратгауза. А затем по распоряжению Павла I архитектор Яков Феррари разработал проект пятиярусного строения в виде тосканской кампанилы-квадратной в основании колокольни, стоящей отдельно от основания здания. Поэтому на углу Невского, разобрав часть здания, возвели пятиярусную башню, которая стала центром симметричной конструкции между зданием Думы и Серебрянными торговыми рядами.

При Николае I в 1846 году проект перестройки выполнил архитектор Ефимов. В проект входило устройство больших залов для собрания депутатов.Ефимов увеличил высоту здания, изменил очертания оконных проёмов и возвел над средней частью 4-ый этаж. Фасады башни не переделывались, поэтому, симметрия конструкции, центром которой являлась башня, была нарушена. В 1867 году в Здании Городской Думы прошёл концерт по случаю открытия Всеславянской этнографической экспедиции, где участвовал оркестр под управлением Балакирева исполнивший «Камаринскую» композитора Глинки и «Серебряную фантазию» Римского-Корсакова.

В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире линии оптического телеграфа Петербург — Варшава, длиной 1200 км и состоящей из 149 станций. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Гатчиной и Кронштадтом, а также с Варшавой и Вильно. Сообщения для передачи здесь получали с «домика» на крыше Зимнего дворца и передавали с помощью зеркал на крышу Технологического института.

С 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча.

В 1913—1914 годах архитектором А. В. Кенелем были надстроены 4-ый и 5-ый этаж, при этом центральная часть пятого этажа не была построена, чтобы сохранить вид на купол Казанского собора в панораме Невского проспекта.

Очень интересный период Башни связан с публичными лекциями «Вольного университета» в Александровском зале в 1862 году с участием таких ученых мирвой величины как физиолога Ивана Михайловича Сеченова, химика-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева, ботаника Андрея Николаевича Бекетова, историка Николая Ивановича Костомарова. Здесь же проходили концерты Русского музыкального общества, созданного по инициативе композитора Рубинштейна, и бесплатной музыкальной школы, основанной Ломакиным и Балакиревым. Здесь же впервые исполнялись произведения композиторов Римского-Корсакова, Балакирева и Мусоргского. В думской Башне проводились литературные чтения, как и в «баше Иванова» на Таврической ул.36, где и там и там часто выступал поэт Александр Блок. На литературных вечера П.С. 77х в башне выступали также Федор Михайлович Достоевский, Сергей Есенин.

В ночь на 26 октября 1917 года в Александровском зале был сформирован «Комитет спасения родины и революции», куда входили члены думы. А в декабре 1917 года в здании думы проходил II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, на котором выступал В. И. Ленин с речью о значении социалистической революции и сущности советской власти.

В советские 70,80-е года здание стояло долго стояло вообще не охранявшееся и неотапливаемое, а вандалы выломали двери, разбили в здании литые перила и зеркала, вынесли 2 бронзовые люстры, надпилили металлический брус, на котором висел колокол, а летом 1986 года в башню Думы проник нетрезвый подросток, который отвинтил от часового механизма гайку и впервые за много лет часы Винтера замолчали.. Газеты того времени назвали это «клинической смертью главных часов главного ленинградского проспекта»…

Масштабный ремонт здания начался в 1998 году компанией Сбербанк, а 27 мая 2005 года состоялось открытие здания Городской Думы, отремонтированного парадного крыльца, отреставрированных фасадов, и …часов фирмы «Фридриха Винтера»!

По легенде в Думской башне живёт дух архитектора Александра Кёнеля, который перестраивал здание Думы в 1913-1914 годах, надстраивая к Думе 4 и 5 этажи, чем существенно изменил облик здания, вызвав гневную волну возмущений в прессе и искреннее недовольство горожан. Архитектор так расстроился, что до конца дней не смог найти себе покоя, а дух его и по сей день бродит внутри башни и оставляет тайные знаки, как можно лучше перестроить здание.

П.С. 77
Фото: Часовской Алексей