Ставропигиальная (монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху, который водружал крест в храме позади престола) православная церковь на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Построена подворьем Киево-Печерской лавры в 1895-1900 г.г. Это специально выбранное для строительства церкви место было не обделено вниманием Петра I, который еще в 1721 году разрешил начать строительство архиерейских подворий членов Святейшего Синода.
Здание на углу 15-й линии и набережной Невы было приобретено у Нарышкиных Троице-Сергиевым монастырём. Здание долго простаивало или использовалось под бытовые нужды. Однако начать строительство храма для подворья Киево-Печерской лавры удалось только в 1875 году, когда было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов для строительства храма по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Арсения.
В период с 1875 по 1895 производились разного рода надстройки, возведение одноэтажного флигеля, косметический ремонт построек и т.д. Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором проживали киевские архиереи и размещались монашествующие. А сам домовый Рождественский храм не мог вместить всех молящихся. Надо было строить большой храм. Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, был заложен в 1895 году архимандритом Феогностом. Работы по строительству велись ускоренным темпом и продолжались с раннего утра до наступления темноты. В 1897 году, когда были подняты кресты, главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён 18 декабря 1897 года митрополитом Киевским и Галицким Иоанникием.
Строительство велось по проекту директора Института гражданских инженеров, художника и архитектора Василия Антоновича Косякова. На месте снесенных старых, низкоэтажных построек на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде с возможностью перехода в храм.
К завершению строительства подворье представляло собой закрытый комплекс построек с отдельным входами для братии, митрополита и посетителей.
В советское время, с началось «уплотнение» жилья и выселение монахов из церковных зданий. В 1922 году настоятель отец Трифиллий активно противодействовал деятельности обновленческого Высшего церковного управления, ссылаясь на автономность подворья, относящегося к украинской части Церкви. Но после закрытия в 1926 году Киево-Печерской лавры подворье продолжило своё существование самостоятельно до 1932 года, когда все монахи были арестованы по надуманным статьям.После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта, позже под спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом храма располагался пункт противовоздушной обороны, а в подвале храма бомбоубежище.
Успенский храм бесстолпный и пятиглавый, вмещает до 2 тысяч прихожан. Над роспиьсю стен трудились мастера: Снегирёв, Струнников, Яковлев, Соколов, Любимов, Смолянский, Большаков, Штеренберг, Журавлёв и др.
Убранство храма поражает своей художественной ценностью и великолепием: в алтаре установлен престол из каррарского мрамора, а фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской Солодкова.
В Успенском храме находятся иконы:
— Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша».
— Божией Матери «Скоропослушница», написанная в одном из Афонских монастырей;
— Святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей его мощей.
— Святых Киево-Печерских с частицами их мощей,
— Преподобных старцев Оптинских с частицами их мощей,
— Преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей,
С восстановлением в 1996 году Успенского храма на подворье был создан мужской хор «Оптина Пустынь», а позже иконописная школа.