Церковь Воскресения Христова в Царском Селе

Эта церковь представляет яркий пример барочного оформления для православного храма и является не только бесценным памятником архитектуры, но символом духовной жизни. Именно в этой церкви проходили торжественные богослужения, когда в Царском Селе пребывал императорский Двор. Именно здесь был отслужен молебен в 1768 году в честь благоприятного выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного прививкой от оспы. Именно здесь в 1796 году был крещен мальчик Николай-будущий император Николай I. Именно здесь в 1826 году был выставлен гроб с телом императора Александра I, который скончался в Таганроге.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца, а точнее Церковь Воскресения Христова была заложена по воле дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году. В алтаре церкви на этот счет хранилась торжественная медная доска, которая была найдена после пожара 1820 года.
Интересно, но до завоеваний Петра I территорий Швеции здесь находилась шведская усадьба, так как по Столбовскому договору земли от реки Нарвы до реки Волхова принадлежали Швеции. В 1702 году здешнюю территорию, называемую «мызой» взяли войска Петра Апраксина и Бориса Шереметева.

Перешедшая земля ближайшему сподвижнику Петра I -Меншикову стала называться «Сарским Селом». Однако в 1710 году Петр I подарил эти земли вместе с хозяйствами и пашенными крестьянами своей будущей супруге Екатерине Алексеевне. Екатерина установила в только что начавшем строиться дворце походную церковь во имя Святой великомученицы Екатерины (первый царскосельский храм) и уже к марту 1713 года здесь проводили постоянные службы. В 1742 году была освящена малая церковь, которую еще называли «комнатной».

В создании этого храма, настоящего произведения искусства принимали участие знаменитые и талантливые зодчие. В первоначальном проекте 1746 года этого чуда русского барокко принимал участие Савва Чевакинский, который по своему проекту возвел церковный корпус и зал и соединил их с центральной частью Екатериненского дворца. Год спустя, в 1947 году Бартоломео Растрелли, занимавшийся строительством «Большого Царскосельского дворца» начал долгий процесс внутреннего оформления церкви. Она получалась фантастически красива и нарядна. Синие стены были покрашены берлинской лазурью, высокий иконостас выделялся своей золоченой резьбой. Образа-иконы были вставлены в красивые рамы. Библейские темы были воплощены в 114 образах и 3 больших плафонах, которые выглядели поистине монументально!

Композиционного материала было так много, что над созданием шедевров трудилась целая группа мастеров.  Известными живописцами, принимавшими непосредственное участие в оформлении были немцы Иоганн Вебер, гравер Георг Пренер и Георг Гроот, русские художники, братья Колокольниковы, мастер портретов Иван Аргунов, итальянский художник-декоратор Джузеппе Валериани. Работы велись в очень плотном графике.

В царствование Александра I, 12 мая 1820 году в Дворцовой церкви начался пожар, который из-за сильного ветра перекинулся и на близстоящее здание Лицея, лицейскую арку, и сам Царскосельский дворец. Интересно, что пожар остановился у кабинета государя и затих к обеду.. К восстановлению некогда великолепного убранства церкви был приглашен архитектор Императорского кабинета Василий Стасов. Стасов в свою очередь, привлек в помощь профессоров Академии художеств: живописца-рисовальщика Алексея Егорова, мастера классицистической школы Василия Шебуева и живописца Дмитрия Антонелли. Участие этих мастеров привнесло в интерьеры новые нотки классицизма. Навыки реставрации помогли Стасову позже работать в помещениях Зимнего дворца, также пострадавших от сильного пожара в 1837 года. Печально, но в 1861 году в церкви снова случился пожар и император Александр II привлек старшего дворцового архитектора Царскосельского дворцового комплекса Александра Видова. Последние разрушения происходили с церковью в период оккупации Пушкина в 1941-1944 г.г. фашистскими войсками. Из 114 живописных образов осталось только 3, везде были сильно испорчены резные элементы и плафоны. Послевоенным восстановлением занималась группа советских реставраторов.

Предхорная Царскосельского дворца непосредственно примыкает к церкви и является последней комнатой в анфиладе дворцовых помещений.  В 1844 году архитектор Василий Стасов следуя указаниям императора Николая I сделал Предхорную просторной светлой комнатой, оклеенной шелковыми обоями. В конце 19 века в Предхорной были выполнены уникальные обои золотистого шелка с тканным рисунком, на которых были изображены лебеди с фазанами. Обои, вытканы в 18 веке с использованием французских рисунков крепостными мастерами фабрики Лазарева в подмосковном Фрянево. Для обивки канапе (дивана) и кресел использовали шелк братьев Сапожниковых. В этой комнате проходило недолгое приготовление к присутствию августейшей особы на церковной службе.

Китайская голубая гостиная (Голубой китайский кабинет) получила свое название от стен, которые в течение 150 лет были затянуты китайским шелком с нарисованными на нем жанровыми сценками из китайской  истории.  В 18 веке гостиная использовалась также наследником престола для встречи со своими приближенными.

Парадное назначение Парадной Голубой гостиной подчеркивает ее богатый декор. Затянутые шелком стены, позолоченные консоли, овальные живописные медальоны, большие зекала в золоченных рамах, камины из каррарского мрамора, паркет из розового дерева и палисандра, расписанные филенки дверей и мраморные кариатиды.. Первоначальный облик гостиной создан английским архитекторм Чарльзом Камероном в 1778-1783 г.г. После пожара 1820 года облик гостиной воссоздан Василием Стасовым. В 1855 году по проекту Штакеншнейдера в потолок вмонтировали картину «Воздержанность Сципиона» работы Владимира Мошкова. В зале стоят кресла, сделанные в мастерских Шарлеманя-Боде в 1783 году по рисункам Камерона. Сохранилась старинная каминная решетка.