Доходный дом Латониных на ул. Белинского 5

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Этот дом в стиле модерн как и многие дома в Петербурге построен в начале ХХ века, а именно в 1911 году в стиле модного тогда «модерна».  Изначально здание было построено по заказу братьев Николая и Сергея Латониных. Позже дом перешёл во владение нидерландского промышленника и управляющего легендарного завода «Красный Треугольник»- Генриха Гильзе-фан-дер-Пальса. Архитектором выступил талантливый выпускник Императорской Академии художеств и основатель «общественного собрания художников и архитекторов» Иван Петрович Володихин.
Володихин к моменту начала работ по строительству дома на Белинского, 5 уже имел опыт проектирования и оформления фасадов других домов. Например, в доходном доме на улице Марата Володихин заложил основы того, что в итоге стало его уникальным стилем: наличие доминанты- ярко выделяющееся центральная часть здания, которая резко контрастирует с боковыми осями главного фасада, нехарактерные для стиля «модерн» симметричные фасады, отделка стен кирпичом, арочные окна необычных форм, красочная лепнина, задающая чёткий ритм фасаду, но не перегружает при этом его. В другом проекте Володихина -доме на Малом пр.В.О. обращают на себя внимание шлемовидный купол и фасад здания: стены облицованы кирпичной кладкой «кабанчиком», окна оформлены лепными наличниками с растительным орнаментом и медальонами с инициалами владельца дома. В доме Володихина на Среднем пр. В.О. демонстрируются нам все излюбленные приёмы его хозяина: овальное окно, резко отличающееся от других оконных проёмов здания, ярко выраженная центральная ось дома, притягивающая к себе внимание.

Дом на Белинского стал одной из главных работ Володихина-через дорогу находится старинная Церковь Симеона и Анны, которую заложил еще Петр I, тут же с одной стороны Литейный проспект, с другой стороны набережная Фонтанки. На верхней части фасада архитектор разместил 2 эркера в центральной части дома и боковые полукруглые эркеры. Эта деталь в врехних частях здания сразу обращает на себя внимание. Свое напрвление визуально «выделять» центральную часть фасада, Володихин использовал в этом здании: здесь и выразительный крупный эркер с уникальным по форме фронтоном, и интересный маскарон, оформленный в стилистике северного модерна, и очень любопытный вход в здание с выразительной колонной посредине и панорамным остеклением на втором этаже. Обращают на себя яркие барельефы на фасаде- 2 женских лица по бокам и мужское в центре.