Один из самых заметных и значимых доходных домов в архитектуре Петербурга конца прошлого столетия расположен на улице Пестеля 13/15. Это бывший доходный дом Якова Владимировича Ратькова-Рожнова. Фактическим владельцем и заказчиком строительства был отец Якова Владимировича Ратькова-Рожнова — Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, известный домовладелец и миллионер. В 1898 году Владимир Александрович приобрел 2 соседних участка на улице Пестеля и новый дом строился до 1900 года, когда окончилось строительство. Разработать проект большого доходного дома он пригласил известного академика архитекторы и мастера эклектики Павла Юльевича Сюзора и только выиграл от этого. Поскольку один из земельных участков имел большую глубину, образуя с уличным участком некую букву «Т»-Сюзор для более выгодного использования территории участка применил новый планировочный прием. Суть его в том, что Сюзор превратил самый большой двор дома в курдонер, отделенный от улицы огромной, красивой «триумфальной» аркой. В результате домовладелец Владимир Александрович Ратьков-Рожнов значительно выигрывал на стоимости квартир в парадном дворе-курдонере, которые теперь приблизились по цене к квартирам лицевого корпуса. Незначительные потери были только в лицевом фасаде дома за счет арки, висящей в воздухе и не «приносящей дохода». Дом вызвал неоднозначную реакцию петербургской публики, но большинству критиков проект показался интересным и практичным.
О впечатлении, производимом на современников этими домами хорошо высказался известный литератор Шкловский: «На меня бежало будущее, изменялся город, стали появляться высокие дома с башенками. На многих улицах выросли дома богача Ратькова-Рожнова. В этих домах подворотни высотой в 3 этажа, и освещенный электричеством двор становится похожим на пустынную улицу».
Арку надо было красиво украсить, и поэтому по бокам появились обелиски с изображением трофеев,- видимо здесь сыграла роль близость к Михайловскому (Инженерному) замку, где было сделано именно так. Этот прием впервые был применен во Франции, на воротах Сен-Дени и повторился Павлом I в своей резиденции. Сюзор к традиционным трофеям добавляет изображение корабельного носа (намекая, что Ратьков-Рожнов был владельцем пароходного общества «Самолет»). Примерно тот же самый прием есть в магазине купцов Елисеевых, где у ног бога торговли Меркурия стоит якорь — символ покорения морских путей братьями-купцами… а в руках Вулкана, олицетворяющего промышленность, символ судостроения — корабль на котором купцы возили вино в Россию.
Естественно, что на арке присутствует и монограмма владельцев. Наличие парадного двора-курдонера не отменяет существования и черных дворов, один из которых находится позади курдонера