Китайский дворец в Ораниенбауме

Нельзя сказать, что внешне Китайский дворец поражает воображение. Более того, дворец по своим внешним формам не очень и похож на китайский. Мы не увидим изогнутые, провисшие скаты крыш с загнутыми вверх конусами. Мы не увидим черепицу, покрывающую кровлю, а на коньках мы не увидим керамические фигурки драконов, птиц или животных.

Все дело в том, что в китайском стиле шануарзи были отделаны интерьеры дворца. Точнее, несколько потрясающих по своей красоте залов. Проект одноэтажного здания в 1762 году для императрицы Екатерины II разработал знаменитый Антонио Ринальди. Второй этаж в 1852 году надстроил не менее знаменитый Штакеншнейдер.

Немного ранее, в 1815 году итальянский мастер наборных паркетов Луиджи Руски произвел реставрацию части полов в большей части залов дворца. Был также заменен паркетный пол на мозаичный пол в Стеклярусном кабинете. Очень интересна отделка из орехового дерева в Ореховом покое императрицы, где были выполнены портреты придворных дам Екатерины II.

Обращают на себя внимание большие размеры застекленных дверных и оконных проемов, что являлось верным признаком применения стиля рококо, который как бы соединял в одно смысловое решение внешний мир и внутреннее пространство помещения. Сверху дворец предстает в виде буквы «П». Северный фасад выглядит торжественно, южный фасад с маленьким двориком обращен к пруду.

Но уникальным историко-культурным комплексом наверное Китайский дворец делают его внутренние залы. Они состоят из: передней, гардеробной, Половины Павла, Розовой гостиной, Штофной опочивальни, Кабинета Павла, Парадной анфилады, Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета, Большого зала, Штукатурного покоя, Большого и  Малого Китайского кабинета, Китайской опочивальни Екатерины II, Камерюнгферской, Портретной, кабинета императрицы. После революции 1917 года Китайский дворец -единственное строение на территории Ораниенбаума, которое осталось музеем до войны. Во время Великой Отечественной войны территория Ораниенбаума находилась под контролем Ропшинской стрелковой дивизии имени Калинина. Во время обстрела Ораниенбаума фашистами один из снарядов попал во 2 этаж Большого зала сделав огромное отверстие, через которую во дворец попадал снег. Часть имущества вывезли. Удивительно, но уже в 1946 году разрушенную часть здания отреставрировали и музей стал принимать первых посетителей!

Стеклярусный кабинет. Если Янтарная комната считалась жемчужиной Царскосельского дворца, то Стеклярусный кабинет императрицы считается жемчужиной в Ораниенбауме. Это непревзойденный образец стиля рококо. В отделке этого уникального кабинета использовано 12 стеклярусных панно. Они выполнены в технике вышивки разноцветным ворсистым шелком- стеклярусом и синелью.На практике такая методика выглядит как нанизание на нитки маленьких трубочек белого стекла. Панно изготавливались в период 1762-1764 г.г. для Екатерины II. Вышивальщицами по золоту были: Авдотья Логинова,  Анна Андреева, Лукерья и Татьяна Кусовы, Матрена и Прасковья Петровы, Марья Иванова, Клеопатра Данилова, мадам де Шель. Эскизы для панно выполнил итальянец Серафино Бароцци. Редчайшими образцами прикладного искусства являются 3 мозаичных столика, изготовленные из ломоносовских смальт мастерами петергофской фабрики специально для Стеклярусного кабинета.

Большой зал это центральный зал Китайского дворца. В отделке использован искусственный мрамор разных цветов. Отделка восточной и западной стен дополнена пилястрами и колоннами с коринфскими капителями. Торжественность и строгость Большого зала отражает его предназначение. В 18 веке зал служил для торжественных обедов и приемов иностранных лиц императрицей Екатериной II.

Китайская Галерея-это был любимый зал императрицы Екатерины II. Наборные деревянные панно на стенах выполнены в техники набора паркета из разных сортов дерева (техника называется «маркетри»). Очень изящно выглядит инкрустация пластинками моржовой кости. Такие композиции из китайской жизни созданы русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером. На потолке изящный плафон «Союз Европы  Азии» итальянского живописца Якопа Гуарана. Напорный паркет выполнен по эскизам Антонио Ринальди. Посреди зала стоит бильярдный стол работы английского мастера Кларка. Приобрел бильярд Великий князь Петр Федорович в 1748 году. Это раритетный предмет, потому аналог ему находится только в Лондоне.

Китайская комната— один из интерьеров китайского искусства («шинуазри»), которые и определили название дворца. В резных и лепных украшениях стен и падуг потолка Китайской комнаты, в рисунках наборного паркета преобладают свободно трактованные китайские символы и орнаменты. По фризу карниза изображен древний символ «Вань» индийского происхождения, который в искусстве Китая означает пожелания долголетия. Паркет интерьера, набранный из ценных пород дерева. сочетает восточные орнаменты и изображения иероглифов, а также крылатого дракона с  элементами европейского рококо. Особенностью декоративного убранства Китайской комнаты является расписной шелк в обрамлении накладной резьбы в форме меандра. Интересен плафон Дициани «Фортификация». На портретах изображены граф Отто Фридрих Брюммер и обер-камергер Фридрих Вильгельм фон Берхгольц из свиты голштинского герцога Карла Петра Ульриха (будущего императора Петра III).

Зал Муз-один из самых впечатляющих и вдохновляющих интерьеров 18 века. Большие окна окна-двери придают ему сходство с парковым павильоном на открытом воздухе. Но зал является частью дворца. В этом и состоял оригинальный замысел Ринальди- человек находился во дворце, но чувствовал, что дворец является частью паркового ансамбля.

Штофная опочивальня являлась спальней наследника престола-Великого князя Павла Петровича. В интерьерах помещения (в нижней части стен) сохранились фрагменты отделки 18 века с голубовато-зеленым цветом. Стены оформлены картинами «Разорители воробьиных гнезд», «Девушка на качелях» Келера и Фрикке. Над окнами расположена картина «Амур на дельфинах». Арка алькова оформлена в виде трельяжной полуциркульной беседки. На потолке сохранилось лепное убранство 18 века,  плафон «Урания, обучающая юношу» работы Маджотто. В облаках парит музы астрономии. Соломенные панно, выполненные в технике вышивки разноцветным ворсистым шелком по золотой рисовой соломке и обрамлены вышивкой из стекляруса. Представлена кровать французской работы 18 века, а кресла выполнены в 1765-1770 г.г. в мастерской мебельщика эпохи рококо Тийара. На уникальной гобеленовой обивке представлены сцены из басен «Олень и его отражение», «Лев и мышь», «Две козы», «Обезьяна и кот».

Передняя. В 18 веке это был первый зал, когда посетители входили в Китайский дворец со стороны южного фасада. В 19 веке Передняя стала использоваться как столовая. Живописные интерьеры украшены картинами «Диана и Актеон» и «Пейзажи с руинами». В 18 веке в качестве отделки использовался лепной декор падуг и потолка с характерным для стиля рококо растительным орнаментом. Живописнейший плафон «Аполлон и изящные искусства»

Гардеробная связывает парадный вход во дворец с с половиной Великого князя Павла. Сохранился уникальный плафон «Суд Париса», написанный предположительно в 1768 году Джузеппе Джокино Бароцци. Над дверью сохранились художественные композиции «Геркулес и Омфала» , на другой стороне «Марс и Венера». Сохранившиеся с 18 века орнаменты стен принадлежат знаменитому Антонио Ринальди! Резными работами занимались русские мастера: Гавриил Коновалов, Иван Кузьмин, Петр Демидов, Яков Крашенниников, Григорий Зиновьев.  Росписи паду принадлежат Бонштедту и датируются примерно 1852-1853 г.г. Благодаря научным изысканиям удалось удалось раскрыть первоначальные цвета отделки под более поздними наслоениями.

Розовая гостиная связывает парадную анфиладу дворца с половиной Павла. В 18 веке комната была украшена живописью на холсте на тему трагедии античного города Геркуланума, выполненное  Серафино Бароцци. В 1850-е комната стала использоваться как спальня. Вместо панно на стенах появились бумажные обои, декорированные золоченой резьбой из акантов и завитков в стиле рококо. Интересны 3 живописных медальона и наддверная композиция кисти Тимофея Неффа.  Плафон Дициани «Аврора и Диана» и паркет 18 века сохранились в первозданном виде!!

Будуар, отведенный для Великого князя, в самом начале своего существования назывался Живописным кабинетом. В 19 веке из личных покоев Екатерины II сюда были перенесены ореховые панели, украшенные накладной резьбой и живописными дюседепортами кисти Убальдо Гандольфи, аллегорически изображавшие Живопись, Драму и Музыку. Наверху плафон кисти Якопо Гуарана «Психея и Флора».