Музей художественного стекла на Елагином острове, 4

Основу собрания музея художественного стекла на Елагином острове составляет коллекция произведений некогда ведущего петербургского предприятия-Ленинградского завода художественного стекла. Первоначально коллекция ценных художественных предметов находилась в маленьком музее этого завода. В 1997 году завод был закрыт из-за сложной экономической ситуации. На тот момент коллекция, находившаяся в музее завода, имела около 7000 ценных предметов. В отношении коллекции предпринимались многочисленные попытки откровенного мошенничества со стороны нечистоплотных дельцов, пытавшихся ее заполучить. Коллекция была спасена от продажи третьим лицам «на сторону» благодаря главному художнику завода Гончаровой, а также вмешавшимся в ситуацию контролирующим органам. В 2000 году эта коллекция была передана в Елагиноостровский музей-дворец.

Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС) -старейший завод в левобережной части Невского района, бывший Императорский стеклянный завод, который в 1890 году был присоединен к Императорскому фарфоровому заводу (уже в качестве стеклянного отделения этого завода). Просуществовал до революции 1917 года. После национализации это была Деминская фабрика, в период 1930-1948 г.г. фабрика треста «Ленинградстекло», на заводе было открыто экспериментальное производство. О его успешности экспериментального производства может говорить тот факт, что в 1939 году с ЛЗХС на выставку в Нью-Йорк был привезен хрустальный фонтан, собранный на каркасе из 77 хрустальных элементов, высотой более 4 метров. Эта композиция произвела на выставки настоящий фурор и обеспечила ленинградскому заводу высокую популярность. В период 1948-1966 г.г. стал заводом художественного стекла и сортовой посуды. Именно в это время на заводе сложилась оригинальная школа художественного стеклоделия. В 1964 году ЛЗХС принял решение специализироваться на производстве изделий из бесцветного хрусталя.

Очень интересна тема художников, работавших на заводе в разное время. С 1940 года художественной частью производства заведовала знаменитая академик-монументалист, народный художник СССР Вера Ивановна Мухина. Да, да та самая, которая создала 24-метровый, «висящий в воздухе» монумент в Москве «Рабочий и колхозница»! 2 годами раннее на этом заводе был изготовлен хрустальный сервиз «Кремлевский», где частью этого сервиза является всемирно известная ваза «Астра». Мухина пригласила работать на завод значительное число талантливых художников, среди которых был рисовальщик Николай Тырса, мастер оригинальных форм для ваз, художник Алексей Успенский и др. Мухина активно стала использовать технику моллирования на заводе, когда из нагретого листового стекла формуются художественные криволинейные изделия. При этом использовалось как прозрачное, так и матированное стекло. Именно на этом заводе Мухина разработала проект граненного стакана, ставшего так популярным в СССР. Кроме того, авторским шедевром Мухиной является технология особого дымчатого стекла — «капля молока в стакане воды».

В период послевоенного становления ленинградской школы художественного стекла, толчок которой дала Мухина, в 1948 году цех производства который был экспериментальным превратили в ЛЗХС. Новым пополнением творческих талантов стали художник-сценограф Эдуард Криммер, художник-дизайнер Борис Смирнов и др. Эдуардом Криммером на 2 года с начала работы на заводе было выполнено более 120 высокохудожественных изделий из стекла. В 1949 году на заводе стала работать приглашенная Мухиной Екатерина Васильевна Яновская, ставшая после болезни Мухиной главным художником. При Яновской существенно расширился ассортимент выпускаемой продукции, здесь были скульптуры, сувениры, вазы для конфет, приборы для молока, пепельницы, кубки, штофы, вазы для цветов, кувшины для воды. В их производстве использовалось двухслойное и трехслойное стекло, сульфидно-цинковое стекло, техника ультразвуковой гравировки, глубокое травление, техника алмазной огранки, технология свободного выдувания, рифление, пескоструйная обработка и мн.др.

Следующим этапом становления ленинградской школы художественного стекла был период 1950-1960-х годов, когда была создана полноценная лаборатория художественного стекла на заводе. Ее стали пополнять выпускники высшего художественного училища им. В.И.Мухиной на Соляном пер. в Ленинграде. С 1960 года в ней стал работать Адольф Остроумов, создававший интересные сюжетные  композиции на бесцветном и цветном стекле и  Акнуний Аставацатурьян, создававший очень популярные рельефные вазы. Также на завод пришли такие таланты как Юрий Мунтян, использовавший двухслойное бесцветное и цветное стекло, гутную технику и технику широкой и алмазной грани. Другие имена талантливых художников завода: Лидия Смирнова, Юрий Бяков, Алла Маева.. Так называемый «эстонский круг Ленинградского завода» представляли художник-мастер по торшерам и вазам для цветов Хелле Пыльд. Мастер по стеклу Пильви Оямаа создала дизайнерскую серия стаканов «Ре», сервиз «Валли», вазу «Кульюс», серию посуды «Холли» и «Ароом». А эстонская художница Лейда Юрген создавала уникальнейшие предметы из стекла: невероятной красоты фужер работы 1970 года, вазы для цветов, декоративные чаши и др.

Надо сказать, что музей художественного стекла находится в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля, удачно расположен в зеленом массиве Елагиного острова, рядом со знаменитым Елагиным дворцом. В музее есть дополнительные высококлассные художественные пространства, где постоянно проходят выставки художников по стеклу.