Квартира находится в красивом здании, построенном по проектам известных зодчих — Росси и Бенуа. В доме, где жил Бродский, во времена Пушкина, был один из знаменитейших на весь город регулярно проводимых литературно-музыкальных салонов братьев Виельгорских, где побывали все самые известные представители творческой интеллигенции. На втором этаже постоянно проходили музыкальные вечера и встречи знаменитых личностей. В доме постоянно бывали известные таланты России — Пушкин, Лермонтов, Глинка и многие другие.
Салон не закрывался и в то время, когда здесь стал жить сам Исаак Израилевич. Вместе с художником в квартире жили его родственники и прислуга, также начинающий художник Белоусов, которого Бродский вызвал из провинции, чтобы дать ему возможность для реализации своего таланта. Исаак Бродский после переезда в Санкт-Петербург поступил в Академию художеств, где он и познакомился с Ильей Ефимовичем Репиным, у которого учился в течение 5 лет.
Исаак Израилевич Бродский – любимейший ученик Репина, русский и советский художник, внесший большой вклад в искусство. До революции 1917 года он участвовал во многих художественных выставках Академии. После же активно начал писать портреты советских вождей («Ленин в Смольном» написанная с натуры).
Бродский постоянно занимался образованием, кроме самой художественной деятельности,-неудивительно, что в 1932 году он становится профессором, а уже через 2 года директором Всероссийской Академии художеств. Именно он привлек в Академию много талантливейших живописцев Белоусова, Тимкова, Васильева и других.
Большую часть своей жизни Бродский коллекционировал работы знаменитых живописцев и в его собрание вошли работы Репина, Кустодиева, Серова, Малявина и многих других. После смерти художника вся его коллекция картин была безвозмездно передана родственниками Бродского Всероссийской Академии Художеств.
Мастерская Исаака Бродского. В 1930 году по решению ленинградского руководителя Сергея Кирова у Бродского появилась своя мастерская в самом центре. В ней был сделан ремонт парадного зала и воссоздана ведущая в зал дубовая лестница. Все предметы обстановки в мастерской подлинные: кисти, палитра художника, мольберт, резные дубовые стулья, на спинках которых размещены портреты Пушкина, Крылова, Глинки и Брюллова, а также стул стиля chippendale у большого письменного стола. Повторюсь, именно в этом зале в первой половине 19 века располагался известный в Петербурге музыкально-литературный салон братьев Виельгорских, где выступали артисты Императорского Мариинского театра и Петербургской итальянской оперы. Здесь часто бывали представители русской литературы и искусства-Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, Глинка, Грибоедов, Рубинштейн и многие другие.
В мастерской Исаака Бродского, как и при его жизни, находятся те же картины. В основном это пейзажи и портреты дореволюционного периода деятельности. Уже в студенческих работах 1907 года художник нашел свою тему, свое понимание природы, свой стиль «ажур». Примером этого служат этюды, выполненные в Академической даче в 1907 году- «Сквозь ветки» и «Академическая дача». Бродский часто обращался к своей излюбленной теме- дети, играющие на фоне природы. Впервые эта тема, прозвучала в его дипломной работе в 1908 году «Теплый день», за которую мастер получил в качестве поощрения заграничную командировку и смог посетит Италию, Испанию, Францию и Германию. В Испании Бродский нарисовал свою знаменитую картину «Бой быков».
Но кроме картин, которые принесли заслуженную славу художнику, такие как «Золотая осень», «Зимний пейзаж», Бродский в период 1910-х г.г. стал больше рисовать портреты. Первая его серьезная портретная работа это было изображение своего учителя Ильи Репина. Позже, уже в революционный период Бродский рисует портреты политических деятелей советской России- «Ленин на фоне Смольного», «Ленин в Смольном», «Ленин на фоне Кремля». Большая картина «Красные похороны» обращает внимание зрителя на события «кровавого воскресения» 1905 года. В 1927 году Исаак Бродский написал один из редких портретов Сталина этого периода.
В музее можно увидеть большое количество картин друзей и знакомых художников Исаака Бродского. Это неудивительно. Бродский занимался собирательством картин еще со студенческих годов, когда знаменитый Илья Репин подарил своему ученику 3 наброска. В 1920-30-х г.г. многие коллекции картин оказались бесхозными из-за того, что их владельцы эмигрировали за границу или были репрессированы. Бродский предпринял самые необходимые меры для их сохранности. Многие из сохраненных картин впоследствии были переданы художником в музеи Одессы, Днепропетровска, Бердянска. В своей мастерской Бродский дал «приют» нескольким художникам направления «авангард». И сейчас можно увидеть картину Марка Шагала, а также картины Бориса Григорьева «Улица блондинок» и «Портрет Федора Шаляпина».
В своем завещании Исаак Бродский просил передать все собранные и сохраненные им картины государству.