Квартира писателя Алексея Писемского на Садовой, 51

Многие литературоведы и историки называют Алексея Писемского писателем крупной величины, не уступающим по глубине и трагизму Достоевскому и по описанию образов человеческих чувств Тургеневу. Алексей Феофилактович написал немало значительных произведений. Многие подвергались серьезной критике. Как например, роман «В водовороте» написанный в 1870 году, и плохо принятый критиками демократических преобразований. Дебютным произведением автора, сделавшего его популярным был роман «Тюфяк«, опубликованный в 1850 году.  Произведение «Боярщина» с другим авторским названием «виновата ли она?» был опубликован через 10 лет после написания и вызвал много критики о характере любовных взаимоотношений, настоящих и выдуманных. Опубликованная книга писателя «Масоны» в 1880 году в журнале «Огонек» напротив, вызвала волну живого интереса в разных слоях общества. Автор считал масонов прогрессивной силой в российском обществе периода 1820-1830-х годов. Что прочем, находит и подтверждение в истории.

Очень интересно и актуально произведение «Тысяча душ», которое постоянно переплетается по аналогии с гоголевским «Мертвыми душами», — ведь и тут и там речь шла об обладании вожделенным капиталом, через души мертвые или души живые. Для нищего университетского выпускника-литератора Калиновича нет ничего выше комфорта и благосостояния. Естественно, что жизнь его подчинена его тайному желанию, мешающему ему жить по своей воле и убивающем в нем благородные, справедливые требования сердца.. Холодно отвернув влюбившуюся в него молоденькую Настеньку Годневу, он бросает все силы своего обаяния, чтобы влюбить в себя немолодую Полину дочь генеральши Шуваловой. Ведь Полина является наследницей самого крупного состояния в губернии… Пресловутой «тысячи душ». Петербург, как его называет автор «могильный город» встречает нашего героя в новом качестве. После брака с обладательницей «тысячи душ» все его помыслы теперь о стремительной карьере. В этом ему помогает казнокрад и проходимец князь Раменский, помогая ему стать вице-губернатором, а через какое время и вовсе некоторое время исполнять обязанности губернатора. Но в какой-то момент главный герой, уповаясь своим положением, начинает конфронтацию и с «продажным» Раменским и с другими чиновниками, что заканчивается для него отстранением от должности отставкой. Разочарованный в своих жизненных ценностях, всеми забытый Калинович вспоминает про Настю, которая до сих пор его любит.

Другим ярким произведением автора является «Горькая судьбина». Главными героями являются Лизавета-жена Анания, и молодой помещик Чеглов-Соковин, с которым Лизавета в постоянное отсутствие мужа вступила в интимную связь и родила от него ребенка. Ананий случайно об этом узнает, когда его называют «барским свояком». Но стыд, гнев, ярость и смятение переходят у Анания в спокойное и мудрое желание усыновить ребенка. Более того, подальше от возникшей симпатии между Лизаветой и барином Ананий хочет увезти ее с полуторагодовалым ребенком в Питер. В дело вмешивается помещик, предлагающий Ананию либо «денежный выкуп», либо …. дуэль.
Персонаж бурмистр, стравливает мужиков с Ананием, а внезапно появившаяся Лизавета прилюдно объявляет себя «барской любовницей». Ананий в ужасе и беспамятстве убивает ребенка и бежит в разбитое окно. На суде Лизавета ничего не может пояснить и только повторяет «грешница, я грешница..»  Вводят, добровольно сдавшегося властям и закованного в кандалы Анания, который и мог только ответить на людские вопросы «почему в лесу не схоронился» тем, что «Не жизни.. искать ходил… а смерти чаял, от суда человеческого убежать можно, но от суда Божьего некуда!». Прощается со всеми, жену целует в голову, всем кланяется. Бабы начинают выть…