Александровская колонна на Дворцовой площади

Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. По эскизу первого проекта Огюст Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента должна была составить 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами, изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера и художника графа Федора Петровича Толстого. Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой, превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую. В итоге вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой Ангела высота монумента составила 47,5 метра— выше всех существующих монолитных колонн. Строительство велось с 1829 по 1834 год. Для гранитного монолита (постамента для колонны) была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в нынешней Финляндии. Для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника толщиной в 4 метра, были использованы громадные рычаги и ворота.

Окончательный вес главной части колонны составил 613 тонн против 114 тонны колонны Исаакиевского собора. Были произведены геологические изыскания и недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный «материк» (подпочвенный, ненаносной пласт земли). В декабре 1829 года был выкопан котлован размером 14 × 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень = 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. В яму непрерывно поступала грунтовая вода, которую откачивали. По архивным данным забили 1102 заостренные новые сваи длиной 6,36 м, толщиной не менее 26 см на глубину 4,26 м, а также использовали 99 старых, обнаруженных при рытье котлована (итого забито 1250 сосновых свай). После закладки фундамента, на него был водружён громадный 400 тонн монолит, обтёсанный и вывезенный из местности у Пютерлакса, который служит основанием пьедестала. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой. К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. К 30 августу 1832 года колонну установили на пьедестал. После установки колонны были закреплены на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнена окончательная обработка и полировка колонны. Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего Дворца, Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».

После революции 1917 года ангела на праздники закрывали красным брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля, а ограда была разобрана и переплавлена на патронные гильзы. Во время блокады колонна была укрыта лишь на 3/4 высоты. В отличие от скульптур Летнего сада или коней Клодта колонна осталась на своём месте, и ангел получил ранение: на одном из крыльев остался глубокий осколочный след. Один из осколков застрял в барельефном изображении шлема Александра Невского, откуда был извлечён в 2003 год.

Барельефы:

— На барельефе, который смотрит в сторону Адмиралтейства изображены: справа – фигура Правосудия с весами и мечом, слева – фигура Милосердия:

— На барельефе, который смотрит на арку Главного штаба –слева фигура Победы, записывающая на щите даты Отечественной войны и Заграничных походов. Правая фигура олицетворяет Мир с венком и пальмовой ветвью в руках:

— На барельефе, который смотрит в сторону Капеллы (штаба Гвардейского корпуса) справа — Афина, богиня мудрости и войны, слева — фигура Изобилия:

— На барельефе, который смотрит на Зимний Дворец — Николай I повелел заменить античную военную арматуру на древнерусскую. Важную роль в создании композиции северного барельефа сыграл Алексей Николаевич Оленин. В верхней части изображены парящие фигуры Слав с памятной доской в руках. Женская и мужская фигуры символизируют реки Вислу и Неман, которые перешли войска, после того как Наполеон был изгнан и боевые действия перенеслись в Европу. Изображения в центральной части барельефа воплощают идею незыблемости России. Здесь воспроизведены конкретные исторические памятники русских древностей, «принадлежавших героям, снискавшим славу, которой гордится Россия». В центре изображен доспех царя Алексея Михайловича. Над ним шлем первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Шлем воспроизведен дважды: анфас над доспехом, а также под ним в профиль. В правом нижнем углу кольчуга Ермака. Оленин выполнил рисунок по летописным источникам:

Самую верхнюю часть Александровской колонны венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырехконечный латинский крест, а правую возносит к небу. При этом наклонив голову, ангел смотрит на землю. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I.