ЗАМЫСЕЛ И ПРОЕКТЫ КОЛОННЫ: Александровская колонна воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. По эскизу первого проекта Огюст Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента должна была составить 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами, изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера и художника графа Федора Петровича Толстого. Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой, превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую. В итоге вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой Ангела высота монумента составила 47,5 метра— выше всех существующих монолитных колонн. Строительство велось с 1829 по 1834 год.
ДОБЫЧА И ДОСТАВКА КОЛОННЫ:
Этот архитектурный шедевр в стиле ампир из розового гранита является колоссальным сооружением. Монолитный столб будущей колонны на Дворцовой площади был высечен в старинной, ныне заброшенной финской каменоломни Пютерлахти. В то время Финляндия (Великое герцогство Финляндское) являлась частью Российской Империи, присоединенной в ходе русско-шведской войны 1808-1809 г.г. Камень-гранит «питерлит» цвета «выветренной» скалы, обладает особо прочностными характеристиками и не заключает в себе лотомита, зернистого образования, со временем разрушающего скальную породу. Неудивительно, что из этого же гранита «питерлита», были высечены 48 колонн для строящегося Исаакиевского собора. Также, из него были сделаны плиты для набережных на правом берегу Невы, которые соединяли Иоанновский, Троицкий и Сампсониевский мосты. Этим гранитом облицовывали сухой док в Кронштадте и многие здания Санкт-Петербурга, Выборга и Киева. Итак, финские рабочие вытесывали из скалы более года глыбу, которая весила почти 700 тонн. На втором этапе около 250 мастеровых, прибывших из России, 6 месяцев обтесывали эту скальную заготовку («Александровский монолит»). Когда колонна приобрела приемлемые формы, 25-метровый монолит несколько месяцев перемещали по суше, чтобы погрузить на баржу. А это было расстояние всего лишь в 200 метров. Летом 1832 года баржа с ценным грузом отправилась в Санкт-Петербург вдоль побережья Финского Залива.
УСТАНОВКА И КОНСТРУКЦИЯ ПАМЯТНИКА:
Пока производилась вырубка колонны в Финляндии, в Санкт-Петербурге вовсю шли подготовительные работы по устройству фундамента под нее. Привезенная колонна представляла собой сверхтяжелый «перпендикуляр», который нужно было поставить вертикально. Самый незначительный перекос в постановке такой махины грозил бы непредсказуемыми последствиями, Также мог повлечь ее разрушение. Поэтому архитектор Монферран принял единственно правильное решение об устройстве сверхпрочного фундамента из массивных гранитных блоков. Для этих целей был выкопан размером 30Х30 метров глубиной около 4,5 метров. В дно котлована было вбито более 1000 свай из сосновых бревен, длина каждого из которых была не менее 6.5 метров, толщиной около 0.3 метра. В результате забития свай земля здесь стала настолько прочной, что ее было трудно разбить даже ломом. После этого котлован заполнили водой, и сваи максимально точно срезали по уровню воды. Основанием пьедестала (камень цоколя) послужил 400-тонный монолит, который обтесали в той же финской каменоломне. Затем эту каменную глыбу затащили на платформу и оттуда свалили на кучу песка рядом с платформой. После этого Камень-пьедестал вкатили на фундамент, и он принял свое нынешнее положение. Только после этого на пьедестал возрузили колонну. Таким образом, этот мировой шедевр архитектуры состоит из 2 крупных деталей: самой колонны и пьедестала. Колонна, весящая 600 тонн стоит на пьедестале, весящем 400 тонн. Сама же конструкция состоит из свайного фундамента, камни ее подножия, каменного цоколя-пьедестала и самой колонны.
Технические проблемы у колонны:
Первые проблемы возникли в 1836 году, когда в верхней части колонны появились контрастирующие с цветом колонны светлые пятна. По указанию Николая I была создана комиссия для исследования повреждений и были возведены леса. При близком осмотре были обнаружены трещины. Однако химиками Менделеевым и Воскресенским были предложены эффективные составы для кристаллизации начавшихся процессов в верхней части колонны. Последующие осмотры подтвердили эффективность этого метода.
В 2003 году опасения в абсолютной целостности колонны возникли вновь. Из-за дождей была разрушена кирпичная кладка в плите, составляющей верхнюю часть колонны. Внутри же пьедестала, на котором стоит ангел, скапливалась вода и попадала через трещины в пьедестал, и расширяла цилиндр за счет расширения зимой попадающей внутрь предмета воды. Реставраторами было приято решение проводить работы без демонтажа фигуры ангела. В итоге были выполнены работы по отведению воды и выводу конденсационной влаги, установке гранитного пригруза навершия вместо старого кирпичного, извлечения из памятника 53 осколков после Великой Отечественной войны и др.
Барельефы:
1. На барельефе, который смотрит в сторону Адмиралтейства изображены: справа – фигура Правосудия с весами и мечом, слева – фигура Милосердия:
2.На барельефе, который смотрит на арку Главного штаба –слева фигура Победы, записывающая на щите даты Отечественной войны и Заграничных походов. Правая фигура олицетворяет Мир с венком и пальмовой ветвью в руках:
3. На барельефе, который смотрит в сторону Капеллы (штаба Гвардейского корпуса) справа — Афина, богиня мудрости и войны, слева — фигура Изобилия:
4. На барельефе, который смотрит на Зимний Дворец — Николай I повелел заменить античную военную арматуру на древнерусскую. Важную роль в создании композиции северного барельефа сыграл Алексей Николаевич Оленин. В верхней части изображены парящие фигуры Слав с памятной доской в руках. Женская и мужская фигуры символизируют реки Вислу и Неман, которые перешли войска, после того как Наполеон был изгнан и боевые действия перенеслись в Европу. Изображения в центральной части барельефа воплощают идею незыблемости России. Здесь воспроизведены конкретные исторические памятники русских древностей, «принадлежавших героям, снискавшим славу, которой гордится Россия». В центре изображен доспех царя Алексея Михайловича. Над ним шлем первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Шлем воспроизведен дважды: анфас над доспехом, а также под ним в профиль. В правом нижнем углу кольчуга Ермака. Оленин выполнил рисунок по летописным источникам:
Самую верхнюю часть Александровской колонны венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырехконечный латинский крест, а правую возносит к небу. При этом наклонив голову, ангел смотрит на землю. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I.
Интересным фактом является то, что прототипом Александровской колонны послужила Молвинская колонна. Она получила свое название по имени сахарозаводчика Молво. Была установлена в 1824 году архитектором Монферраном. Сейчас натуральную Молвинскую колонну из полированного гранита можно увидеть на Лифляндской улице в Санкт-Петербурге, в районе реки Екатерингофки. Спроектирована знаменитым зодчим в стиле классицизма.
Интересный факт, что Огюст Монферран тоже был масоном. И он бы не рискнул без соизволения и прямого одобрения Николая I установить такой знак. Это было признание Николаем заслуг, которые масоны, офицеры, генералы, фельдмаршалы внесли в дело разгрома Наполеона.