Этот красивейший дом в центре Петербурга поражает своим архитектурным разнообразием, с фасадов которого уже 140 лет свысока взирают каменные Жар-Птицы, Драконы и Грифоны. Неудивительно, что этот дом иногда называют «дом с драконами»
Историческим ядром здания является длинная двухэтажная постройка, в 27 окон, появившаяся на Литейном проспекте еще в годы правления Павла I – в 1798 году.
В 1834 г. участок принадлежал статскому советнику Геслерову и его детям. К этому времени здесь стоял двухэтажный дом с фасадом, вытянувшимся вдоль Литейного проспекта, а на Пантелеймоновскую улицу (нынешнюю ул. Пестеля), обращенный коротким боковым фасадом. В 1847 г. дом, принадлежавший провинциальному секретарю Косиковскому, был надстроен на 2 этажа. На генеральном плане и на планах этажей стоит подпись знаменитого архитектора Егора Ивановича Диммерта, а на чертежах фасадов — подпись академика и архитектора Николая Ефимовича Ефимова.
В 1876 — 1877 гг. этот дом, принадлежавший потомственному почетному гражданину Андрею Михайловичу Тупикову, был перестроен по проекту архитектора Юлия Осиповича Дютеля. При этом он был существенно расширен со стороны нынешней улицы Пестеля.
В 1876 г, по указанию нового хозяина Тупикова, началась масштабная реконструкция здания, в ходе которой к старому корпусу на Литейном, под прямым углом к нему (вдоль Пантелеймоновского переулка — нынешней ул. Пестеля) был вплотную пристроен новый корпус тех же пропорций в 4 этажа. Кроме того, в конструкцию обновлённого здания, в итоге принявшего форму замкнутого четырёхугольника, была включена каменная постройка Г-образной формы, вероятнее всего, с тех же павловских времён находившаяся в глубине участка. В результате реконструкции 1876-1877 г.г. многократно увеличилась полезная площадь сдаваемых внаём помещений. А для коммерческой привлекательности и узнаваемости дома был приглашен автор нового проекта, академик архитектуры, петербуржец Юлий Осипович Дютель, который прекрасно справился с поставленной задачей, сумев не переступить границу вычурности и «загруженности» фасада. Под балконом в арке, на её решетке красивых ворот виден вензель с заглавными буквами имени заказчика – «А. М. Т.», выделив этот участок здания балконом. В целом же все многочисленные элементы фасада: умопомрачительные капители, карнизы, розетки, решетки, узоры, витушки, жгутики, валики, аркатуры, маскароны, грифоны, драконы, колонны, -выглядят очень «пространственно-сбалансированно» и гармонично. Симметричность здания со стороны Литейного и Пестеля подчеркивается и симметричностью главных «дизайнерских решений фасад» -Жар-Птиц, которых всего 4, по числу башенок эркеров (2 на Пестеля, 2 на Литейном).
Интересные факты:
— В 1919-1920-х г.г. в этом здании проходили заседания «Вольфилы»-вольной философской ассоциации в 1919—1924 годах. В её деятельности участвовали представители той части российской интеллигенции, которая в целом готова была принять Октябрьскую революцию, но считала, что для построения нового общества необходима также и духовная революция. Первые упоминания о создании Вольфилы можно встретить в записных книжках поэта Блока ещё в 1918 году.
— С 1906 г. до 1927 г. в доме находилось издательство «Былое»- ежемесячного журнала по истории освободительного движения в России. Тираж в 1907 году — около 30 тысяч экземпляров.
— в 1927-1938 г.г. в этом доме жил поэт, переводчик сонетов Шекспира, автор сказок (например «12 месяцев»), писатель детских книг: «Тихая сказка», «Большой карман», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Весёлое путешествие от А до Я» и др. — Самуил Яковлевич Маршак.
— 1929 — 1930 г.г. в доме жил знаменитый микробиолог, инфекционист, эпидемиолог Семен Иванович Златогоров.
— 1870-е — 1880-е в доме жил известный архитектор, академик архитектуры Императорской академии художеств Иван Петрович Маас.
— 1860-е в доме жил военный инженер, профессор Николаевской военной академии, генерал-майор Герман Егорович Паукер
— 1910 — 1914, 1922 — 1931 в доме жил архитектор Ромасько.