English English Русский Русский
English English Русский Русский

Дом на ул.Пестеля, 1

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

На углу наб. Фонтанки и улицы Пестеля расположен дом 1/12. Уникально его месторасположение: От Марсового Поля, Летнего Сада и Инженерного замка его разделяет река Фонтанка. Тут же Спас на Крови и Лебяжья канавка. Сам дом, правда старинным никак не назовешь: он возведен в послевоенные годы 1947-1949, и выдержан в духе «сталинского ампира», как и вокзал в г. Пушкин (1948-1950) и станция метро «Автово» (1950-1955). Его архитектурное решение отражает ретроспективные тенденции в советской архитектуре той поры. Прежде здесь стоял скромный двухэтажный дом, построенный в конце XVIII в. До революции в нем находилась гостиница с претенциозным названием «Версаль». Само здание в свое время из-за укрупненного масштаба фасадов получило прозвище «царь — цоколь». В начале 1930-х гг. обветшавшее здание снесли и собирались построить новое. Выразительный проект в формах конструктивизма составил архитектор Рубанчик. Но он совершенно игнорировал характер сложившейся застройки, а высокая угловая башня грубо нарушила бы силуэт этого отрезка наб. Фонтанки. После Великой Отечественной войны по проекту выдающегося ленинградского архитектора Левинсона (в соавторстве с Грушке) здесь был сооружен 4-этажный жилой дом на мощном цоколе, облицованном гранитом, с тонко прорисованными декоративными деталями. Композиция здания выдержана в классицистическом стиле. Стены рустованы на высоту 2 нижних этажей и опоясаны вверху барельефным фризом. По оси фасада, обращенного к набережной, установлены эркер и полукруглый «кокошник», заполненный лепниной. В медальонах помещены изображения воинов в касках и женщин-тружениц, а также Нарвских ворот — символа русской ратной славы. Военная, героическая тематика выглядит здесь вполне уместной не только потому, что здание строилось вскоре после победы 1945 года, но и потому, что оно находилось вблизи Музея обороны Ленинграда на Соляном пер.. Стремясь к парадности, монументальности архитектурного образа, авторы не утратили чувства меры и создали довольно строгое сооружение — по сравнению с домами-«дворцами», которые возводились в послевоенном городе, еще не оправившемся от ужасов блокады, демонстрируя мощь сталинской империи.