В августе 1941 года практически все ленинградские театры были эвакуированы-оркестр Евгения Мравинского и большинство сотрудников филармонии отравляются в эвакуацию в Новосибирск. Из Ленинграда эвакуируется не только филармонический оркестр, но и Кировский и Малый оперный театр. Оставались только театр Музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета.
В Филармонии же осенью 1941 года начали вестись работы по маскировке здания и оборудованию в нем второго бомбоубежища. После начала блокады, несмотря на тяжелейшие условия, в здании, пострадавшем от бомбежек и обстрелов, проводились концерты.
Главным героем концертов филармонии становится дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе.
Зимой слушателям разрешат посещать концерты в верхней одежде- зал не отапливается и в случае налета в одежде можно было быстрее спуститься в бомбоубежище.
Через 4 дня после начала блокады, 14 сентября 1941 года Большой зал Филармонии даст первый концерт, на котором выступали Михаил Зощенко, солисты театра им. Кирова – певцы Валентин Легков и Владимир Касторский, играл свои прелюдии Дмитрий Шостакович, выступала балерина Ольга Иордан. Симфонический сезон начнется 12 октября 1941 года программой из Глинки, Глазунова и Чайковского.
До декабря 1941 года Большой зал регулярно собирал слушателей. Концерт оркестра Радиокомитета 14 декабря стал последним перед длительной паузой. В тот вечер играли Чайковского – Первый фортепианный концерт, в котором солировал Александр Каменский, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Симфонию № 6. Дирижировал Игорь Миклашевский. В январе Миклашевский умирает от истощения. Голод не пощадит многих. Ольга Берггольц в дневнике написала: «… оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой зимы почти наполовину». В театре Комиссаржевской от голода погибло 64 человека, несколько раз артисты умирали прямо во время спектакля — за кулисами умер от истощения артист хора Александр Абрамов. Но ни разу ни один спектакль не отменяли.
Композитор Дмитрий Шостакович встретил войну в Ленинграде и уже в первые недели, ослабевший от голода продолжал писать Седьмую симфонию у себя в квартире на Кронверкской улице. В середине октября, с двумя малолетними детьми композитор был эвакуирован в Куйбышев, где закончил симфонию.
Через несколько месяцев готовую Седьмую Симфонию привезли в Ленинград и надо было начинать репетиции, но в оркестре Радиокомитета осталось только 15 человек. А требовалось более 80. Дирижёр Карл Элиасберг обходил госпитали, отозвали музыкантов с фронта, дали объявление по радио, но собрали 79 человек.
Первая репетиция в Филармонии продолжалась всего 15 минут, температура в зале была около 10 градусов. У музыкантов просто на большее не хватило сил. Музыкантам стали готовить дополнительные горячие обеды.
29 апреля 1942 в городском управлении по делам искусств подписывают распоряжение о возобновлении работы Большого зала. Концерты с 1 мая спешно переносят обратно в филармонию.
В день премьеры Седьмой Симфонии наверное весь Ленинград хотел попасть в зал Филармонии- люди продавали билеты за хлеб: 200 граммов хлеба за один билет на третий ярус. По другим свидетельствам, за билет брали и 400 граммов хлеба. Понятно, что для большинства это было невозможно.
В день премьеры Седьмой Симфонии, 9 августа 1942, командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров отдал приказ артиллеристам подавлять орудия фашистов самым интенсивным огнём.
Все 80 минут, пока звучала Седьмая Симфония, не было воздушной тревоги, хотя в этот день по плану фашистского командования город должен был пасть.
Карл Элиасберг вспоминал: «Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Не дай Бог мне ещё услышать такие: руки людей еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест. Но мы понимали, что это овации в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов».
Концерты продолжались. 13 марта 1943 года Давид Ойстрах выступит на сцене Филармонии. Публика в пальто и шапках слушает скрипача Ойстраха, который во фраке играет виртуозные пьесы Тартини и Сарасате.
Святослав Рихтер впервые играет в новогоднем сборном концерте 31 декабря 1943 года. Уже 6 января 1944 года он дает в филармонии сольный концерт – первый из 7 десятков, которые пройдут в этом зале позднее, после войны.
Последний военный сезон 29 октября 1944 года откроет Заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского.
В блокадном Ленинграде музы не молчали..