Музей-усадьба Державина находится в самом центре Петербурга, это очень благоустроенное и красивое пространство на наб.реки Фонтанки между Московским и Измайловским проспектами.
Семья Державиных создала свой дом, не на голой земле, а выкупила недостроенный двухэтажный особнячок возле Измайловского моста. В качестве архитектора наняли Николая Львова, проектировщика Невских ворот Петропавловской крепости и Приоратского дворца в Гатчине. Как только усадьба открыла свои двери, она тут же стала центром культурной жизни Петербурга. Вплоть до увольнения владельца с государственной службы в 1803 году, державинские балы и литературные вечера были на слуху у всей столицы. Сюда приглашали иностранных послов, здесь проводились переговоры и подписывались важные указы, а к началу XIX столетия начал работу усадебный театр, на премьерах которого бывали высшие люди страны.
После революции 1917-го года и национализации имущества державинский дом оказался никому не нужным, а в 1924-м было принято решение о перепланировке дворянского гнезда в коммунальные квартиры. В послевоенные годы территория усадьбы активно облагораживалась, и пришлось засыпать пруды, чтобы увеличить посадки под картошку.
Сейчас ключевая идея экспозиции— сохранить дух рубежа веков: уходящей эпохи Екатерины II и взошедшего на престол Александра I.
Парадный зал экспозиции— то самое место, где собирались «Беседы любителей русского слова». За огромным столом, покрытым суконной скатертью, читал свои басни Крылов, тут же обсуждались главы исторических трудов Карамзина, а Шишков с молодым Пушкиным спорили о чистоте языка.
В восточном корпусе находятся самые большие по площади экспозиционные залы усадьбы, посвящённые 2 темам — литературному обществу «Арзамас» и Отечественной войне 1812-го года. Сражения с наполеоновской армией стали краеугольным камнем для многих писателей той поры, и посетители смогут увидеть зарисовки, уникальные трофейные экспонаты, подаренные Державину офицерами.
Домашний театр при жизни Державина, в самом деле, был «домашним», потому что актёрами назначались разные родственники поэта, прислуга, да и сам Державин иногда выходил на подмостки. Ценители музыки приходили сюда на клавесинные концерты — поиграть для высшего сета собирались лучшие исполнители. Сейчас площадка театра — это, место, где ставятся спектакли и оперетты по произведениям современников Державина — Сумарокова, Крылова, Озерова и даже юмористические пьесы самой Екатерины II.
Постоянная экспозиция Западного корпуса — единственная в России коллекция антикварного фарфора, собиравшегося в аристократических домах с середины XVIII века.
Усадебный сад это настоящая изюминка музея, территорию с огородами и теплицами, где можно было выращивать пЧасовской Алексейродукты для дворянского стола. В Западном корпусе работают залы Медиацентра, где можно, например, пролистать цифровую версию собрания сочинений Карамзина в масштабе 1:1.