Лебяжья канавка — Столь поэтичное название канала и связано с тем, что грациозные лебеди выбрали это место своим домом. Уникально его местоположение-канал длиной 648 метров и шириной 20 метров был прорыт между Невой и Мойкой на территории между Марсовым полем и Летним садом. Сейчас через Лебяжью канавку переброшены 2 изящных моста в один пролет, заслуживает внимания нестандартный пирс канавки: его украшают вазы-треножки отлитые из чугуна. В период активной застройки Петербурга серьезной проблемой были подземные воды, поэтому строители города постоянно боролись с излишней влагой и заболоченностью. Так, Летний сад, в самом начале своей истории серьезно страдал от излишней влаги, для того чтобы отвести воду в 1765 году строители и соорудили 2 канала: Лебяжий и Красный. Красный до наших дней не дошел, так как был вскоре засыпан.
В первые годы, после постройки канал называли Поперечным. Благодаря сооружению этой водной артерии были сформированы 3 части Летнего сада: Парадный, Хозяйственный, и Третий, южнее Мойки, до самого Невского проспекта. Когда человек прогуливается вдоль Лебяжьей канавки, на него влияет сила 2 мест, расположенных рядом – Марсова поля (бывшее место где всегда бушевали страсти: место плацей, учений, парадов, торжественных молебнов, народных гуляний, а в 1917 году место захоронения 184 солдат и матросов, революционеров Ракова, Воскова, Урицкого, Володарского, Газа) и Летнего сада (царское место спокойного умиротворения и тихих прогулок среди античных статуй).
Летний Сад — это детище Петра I, задуманное как некий райский сад на острове, который омывается Невой, Мойкой, Фонтанкой и Лебяжьей канавкой. В Летнем саду находился Летний дворец, в котором император проводил по возможности летнее время. С 1704 года по велению Петра I в Летний сад стали привозить, как произрастающие в России, так и новые, необычные растения. В «царском огороде» нашлось место Дубовой, Еловой, Кленовой, Липовой и другим рощам и рощицам. Строительные работы в Летнем саду проводились под руководством мастера-строителя и бомбардира Ивана Угрюмова, который провел работы по осушению территории и создании твердой почвы, для чего и был прорыт мелиоративный канал Лебяжья канавка. Следующим этапом была подсыпка территории, посадка деревьев и сооружение первых построек в саду, первых фонтанов и прудов.
В 1716 году с подачи французского архитектурного пейзажиста Жана Батиста Леблона начинается превращение стихийного парка в регулярный сад «версальского образца». Неотъемлемым атрибутом Летнего сада являлись шпалеры-стриженые зеленые стены, образующие боскеты (закрытые пространства). Позже Летний сад стал приобретать английские манеры. Интересно, что одно из самых бедственных наводнений Санкт-Петербурга 1777 года произошло в период изменения стилей ландшафтного искусства, когда «английские» пейзажные сады вытесняли устаревшие «регулярные французские». Многие элементы барочного сада, уничтоженные стихией, больше не восстанавливались. Зеленое убранство сада постепенно теряло первоначальный облик петровского парадиза.
После того, как Летний сад полностью сформировался как культурный объект, с 1720-х годов в него стали пускать респектабельных горожан. Первые посетители, среди которых был голштинский дворянин Фридрих Берхгольц были поражены большим птичником в саду. Одним из последних этапов работ в Летнем саду было возведение знаменитым Бартоломео Растрелли деревянного дворца с интересной партерной композицией для императрицы Анны Иоанновны. Завершил свое сооружение в 1738 году архитектор Растрелли каскадом «Амфитеатр», который был украшен фонтанами и изящной скульптурой. Самым нарядным фонтаном Летнего сада в центре партера был фонтан «Коронный».
Следующая императрица Елизавета Петровна в 1750-х разрешила посещать Летний сад просто приличным и хорошо одетым людям по четвергам, выходным и праздничным дням. В начале 1771 года несколькими архитекторами, среди которых был известный архитектор Юрий Фельтен был сделан эскиз и деревянная модель ограды Летнего сада. В этом же году на тульском заводе купца Денисова начались работы по изготовлению решетки. Выполнялись работы 5 лет, до 1777 года, тульскими мастерами под руководством Ивашенцева. Для производства столбов под финальный монтаж решетки трудилось 150 каменщиков.
В Летнем саду насчитывается 92 мраморных скульптуры, из которых 38 статуй и 48 бюстов были изготовлены мастерами из Италии в конце 17-начале18 веков. Терракотовые рельефы представлены на фасаде Летнего дворца Петра I, на которых изображены сцены периода Северной войны.
Кофейный домик возник на месте знаменитого Грота, построенного незадолго до смерти Петра I в 1725 году. В дальнейшем в 18 веке над постройкой домика, украшенной статуями и рустованными колоннами трудилась в разные годы целая команда архитекторов: Андреас Шлютер, Георг Маттарнови, Никола Микетти, Жан-Батист Леблон и Михаил Земцов. Изначально в Гроте стояли скульптуры Амура и Психеи, на парапете стояли статуи Навигации, Флоры, Архитектуры, Терпсихоры, Вертуми, Лазурии, Цереры, Сивиллы Ливийской, Сивиллы Европейской. После наводнения 1777 года все статуи с парапета перенесли на аллеи. Внутри домика, в залах были скульптуры, приводившиеся в движение водой: Меркурий; Аллегория смирения в виде младенца и летящего орла; Аллегория правды с весами и исповедями на досках; Аллегория добродетели, прогоняющая Ненависть; Геркулем, побеждающий Цербера и мн. др. В 1826 году знаменитый архитектор Карл Иванович России придал домику итоговый вид, сохранив при перестройке все стены, но над средним залом убрал купол и учитывая постоянные наводнения в городе сделал подземные туннели для стока воды. В последующие годы в домике работала кондитерская Пияцци.
Оранжерея в Летнем Саду использовалась как место хранения экзотических растений с октября по апрель. В тепое время года эти растения выставлялись на аллеях сада, в боскетах «Зеленые кабинеты». Оранжерею воссоздали в 2010-х в стиле петровское барокко по соответствющим аналогам, на основании чертежа фасада, сделанным архитектором Бланком в 1738 году. К Малой оранжерее примыкает живописный участок «Красный сад». Этот сад использовался в XVIII веке в практических целях, ведь а нем выращивали овощи (морковь, картофель, артишок, капусту), душистые травы (пижма, рута, немецкая мята и др.)
Во время Великой Отечественной войны Летний сад сильно пострадал от постоянных бомбежек. Интересно, что первый, научно обоснованный проект воссоздания утраченных элементов Летнего сада 18 века был разработан в 1941 году архитектором и преподавателем Татьяной Борисовной Дубяго. Парадный партер стал единственным воссозданным элементом в саду после Великой Отечественной войны. В настоящее время почти 50% деревьев Летнего сада имеет возраст свыше 100 лет. Посадка около 360 деревьев датируется 18-серединой 19 века. Более 100 деревьев — старше 250 лет.
Сейчас в Летнем саду произрастает около 2 тысяч деревьев 25 видов, среди которых больше всего клена и липы, есть немало ясеня, вяза и дуба черешчатого. Редко, но можно увидеть рябину, европейскую лиственницу, яблоню, иву, сибирский боярышник. В боскете «Крестовое гульбище» есть несколько красивых европейских елей. Один из черешчатых дубов возле Летнего дворца Петра I имеет возраст около 310-350 лет. Зная страсть Петра I к высадке деревьев, а также непосредственной близостью старинного дуба к летней резиденции императора, можно с уверенностью утверждать, что вероятность того, что сам Петр I его высадил — очень высока!
Интересные факты:
- Первым садовником Летнего сада был голландский мастер Ян Роозен, проработавший здесь 13 лет с 1712 по 1726 года.
- Первые мраморные статуи для украшения Летнего сада («Зеленые кабинеты», «Большая оранжерея», «огибные аллеи», «Люстгаузы») были заказаны в Венеции.
- После неудачного покушения 4 апреля 1866 года на Александра II на этом месте, в ограде Летнего сада была встроена по проекту Кузьмина отделанная мрамором часовня Александра Невского. В 1930-х часовню разобрали.
Скульптура Марино Гропелли (1717 год) в Летнем Саду, являющаяся составной частью темы «Добродетели»- Veritas («Аллегория Истины»). Женщина, опирающаяся одной ногой на Земной шар, в правой руке держит солнечный диск, символизирующий знание, свет и просвещение. В другой руке Veritas держит Книгу Судеб- познание и открывшийся за ним свет Истины могли изменить судьбу человека.