Лицей Пушкина в Царском Селе

Музей-Лицей был открыт в 1949 году в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году для детей дворян. Создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, которую основал Аристотель в Афинах и о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура,  которая хранила память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее. «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава, созданный Сперанским, который видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников, но и людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет.

В учебном заведении одновременно могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось 6 лет и приравнивалось к университетскому. Первые 3 года были начальным курсом, где изучались предметы старших классов гимназии. 3 последующие года были окончательным курсом, который содержал основные предметы 3 факультетов университета: физико-математического, словесного и нравственно-политического.  В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей так как считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности и научат великому служению Отечеству.

С 1811 по 1817 год здесь в Лицее воспитывался и сформировался блистательный и благородный Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству, здесь, «близ вод, сиявших в тишине», юному поэту стала «являться муза». Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю. Среди них — гениальный дипломат Александр Горчаков, поэт Антон Дельвиг, декабрист Вильгельм Кюхельбекер, адмирал, исследователь Арктики Федор Матюшкин, декабрист Иван Пущин. Музей образно воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска. Посмотрите как выглядит Большой зал Лицея, где Пушкин в 1814 году прочитал свое «выпускное» стихотворение под названием «Воспоминания в Царском Селе».

В библиотеке  хранятся подлинные книги лицейской библиотеки.  У самого же Пушкина в то время любимыми авторами были Вольтер и Эварист Парни, которых он смог прочесть благодаря отцовской библиотеке. Духовными наставниками юного поэта стали Батюшков, считавшийся мастером «лёгкой поэзии», и глава русского романтизма Жуковский. Кроме научных книг, в библиотеке были сочинения на иностранных языках-на немецком 74, французском, английском и итальянском 169, латинском и греческом 37, польском 68, латышском и эстонском 24, еврейском, татарском и арабском 17. Пушкин много читал и в Лицее написал около 130 стихотворений, из которых многие были тогда же напечатаны а восторгались стихами лицеиста не только его товарищи и преподователи, но и крупнейшие писатели того времени. В пушкинской лирике лицейского периода 1813—1815 годов главенствует тема быстротечности жизни, диктующая жажду наслаждения радостями бытия.

Проходная комната предназначалась для занятий после классов. Одна из ученических конторок сохранилась с 18 века. На ней автограф пушкинского «Воспоминания в Царском Селе».  В книжных шкафах можно увидеть книги лицейских преподавателей: Кошанского, де Бурди, Куницына, Галича, Кайданова. На круглом столе-лицейские рукописные журналы, стихотворения воспитанников, листы из словаря Кюхельбекера и альбома Горчакова. Это неудивительно. В Лицее обстановка располагала к чтению и творчеству, поэтому многие писали стихи и занимались переводами. Появились даже лицейские журналы «Неопытное перо», «Царскосельского Лицея вестник», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец»..

В учебном классе читалась русская, латинская, французская и немецкая словесность, история, науки нравственные и физические, а также математика.  Если в младших классах развивали память интенсивными занятиями по иностранным языкам, то в старших особое внимание уделялось точному и грамотному изложению материала, а также навыкам самостоятельного мышления. Многие лицеисты впоследствии с благодарностью отзывались о многопредметности, преобладанию гуманитарных дисциплин в обучении. А благодарность в их сердцах осталась по отношению к преподавателям: Кошанскому, Куницыну, де Бурди и директорам Лицея — Малиновскому и Энгельгардту. Пушкин много читал по русской словесности и был отличником в этой дисциплине.

Газетная комната служила для комфортного чтения книг, газет, отечественных и иностранных журналов и учащимися и преподавателями. Во время начала Отечественной войны 1812 года в газетной комнате было особенно многолюдно. Лицеисты видели уходящие на войну гвардейские полки, проходившие прямо напротив Лицея. По воскресеньям преподаватель Кошанский громогласно читал сводки с театра военных действий. Газетная комната еще называлась «богомольной», потому что окнами выходила в сторону Знаменской церкви и здесь читались утренняя и вечерняя молитвы.

Длинная комната. В этом помещении, которое выходило окнами на лицейский садик, также как и в «проходной комнате» проходили после классные самостоятельные чтения. Для этого здесь было поставлено 15 конторок для воспитанников. Фехтовальные принадлежности, лежащие на столике указывают на то, что в Лицее стремились развивать многие навыки учащихся-будущих военных, чиновников, дипломатов… Кроме фехтование это была и верховая езда, и танцы и др. Пушкин был ловким, гибким, проворным фехтовальщиков и часто одерживал вверх над соперниками!

В физическом кабинете изучали физические законы и математические науки, включающие арифметику, тригонометрию и алгебру. По воспоминаниям Модеста Корфа, когда начались занятия по изучению интегралов и дифференциалов, то все ученики охладели к точным наукам. В кабинете находятся приборы конца 18 века, насосы, магдебурские полушария, линзы, блоки, солнечные часы, циркули, . На особой подставке электрофорная машина, глобус, Атвудова машина для определения скорости свободно падающего тела. На столе лист -«Характеристика успеваемости» и «Табель об успехах воспитанников». Как можно видеть в точных науках Пушкин показывает результаты ниже среднего.

Ежедневно 2-3 часа после обеды лицеисты занимались рисованием или чистописанием в классе рисования. Учителем был Сергей Чириков, который использовал аспидные доски для рисования, итальянские карандаши, линейки, тушь.  Воспитанникам предлагалось копировать головы и фигуры, а также сельские виды.Пушкин был включен в разряд «отличных дарований». Впоследствии Пушкин нередко делал путевые зарисовки и наброски. До нас дошли лицейские зарисовки Пушкина «Продавец кваса» и «Собака с птицей в зубах»

Певческий класс был любимым местом воспитанников Лицея. Обучение игры на музыкальных инструментах проводилось в свободное от занятий время. На скрипках любили играть Михаил Яковлев и Вильгельм Кюхельбекер. Николай Корсаков любил играть на гитаре и фортепьяно. Здесь был написан Яковлевым романс, а Пушкин положил на него стихи «К живописцу».  С 1816 года под руководством Теппера де Фергюсона лицеисты стали заниматься пением. Этот композитор даже сочинял для лицеистов духовные концерты. Здесь стали проводиться занятия, где были присутствовали одновременно и старший и младший курсы Лицея. Иногда пели общим хором национальные русские песни.

Комнаты воспитанников находились на 4 этаже.  Через весь этаж проходил широкий коридор, где по обе стороны находились комнаты лицеистов. Первая комната справа от входа была комната дежурного гувернера.

У каждого лицеиста была своя комната. Интересно, что перегородки между комнатам не доходили до потолка. В каждой комнате была железная кровать, конторка, комод, стул, зеркало, стол для умывания. На конторке стояла чернильница и подсвечник. Всего 30 комнат с черными металлическими табличками с номерами и фамилией лицеиста. У Пушкина была табличка с номером «14». Комната Пушкина выходила на Царскосельский дворец. Из-за поперечной капитальной стены это была самая маленькая комната, поэтому будущий поэт нередко называл ее «кельей», так как она была маленькая была расположена между 2 церквей- Знаменской церкви в садике и дворцовой церковью Воскресения Христова. У соседа Пушкина-Ивана Пущина номер комнаты был «13». Интересно, что когда-то в будущем они будут жить в соседних домах на наб Мойки. Пушкин будет жить в доме №12, а Пущин в доме №14.