English English Русский Русский
English English Русский Русский

Последняя квартира Распутина на Гороховой 64

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Родился Распутин 9 января 1869 года в Тобольской губернии. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти святителя Григория Нисского.
В молодости много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками. В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии.
В 1903 году приехав в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию, тогда же познакомился с инспектором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Феофаном , и епископом Гермогеном.
К 1904 году Распутин снискал у части великосветского общества славу «божьего человека», «старца» и «юродивого», и спустя некоторое время он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей». что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию «великого подвижника» или святого“. Через отца Феофана Распутин познакомился с дочерьми черногорского князя (потом и короля) Анастасией и Милицей, а через них и императором Николаем II. Спустя несколько лет знакомства с царской семьей влияние Распутина на нее и в обществе стало резко расти.
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Фёдоровне в связи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина. А в 1912 году было начато Следственным органом производство по поводу нового обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределённое количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос. На многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним Христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путём естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти.
Однако хлыстовское воплощение Христа, достигаемое через продолжительный пост, молитву и добрые дела (в хлыстовском смысле)-у Распутина происходило в другом аспекте. Часто Распутин обвинялся в крайне невоздержанном поведении с женщинами и многочисленных связях. В 1912 году председатель Государственной Думы Михаил Родзянко на аудиенции предложил царю навсегда выгнать крестьянина Распутина из столица. А архиепископ Антоний открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях. Спас Распутина тобольский епископ Алексий, уверявший всех, что они неверно толкуют его поступки.
Поведение Распутина было неоднозначным и не всегда понятным.. Распутин по природе был человек широкого размаха-двери его дома были всегда открыты, там всегда толпилась самая разнообразная публика, кормясь за его счёт. В целях создания вокруг себя ореола благотворителя по слову Евангелия: «рука дающего не оскудеет», Распутин, постоянно получая деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к нему обращавшимся тоже с какими-либо просьбами, даже и не материального характера.
Влияние Распутина на царскую семью было неимоверным! Например, в 1912 году Распутин отговорил императора от вмешательства в Балканскую войну, что отодвинуло начало Первой мировой войны на 2 года. А в 1914 году Распутин неоднократно высказывался против вступления России в войну, считая, что она принесет крестьянам лишь страдания. В 1915 году, предвидя Февральскую революцию, Распутин требовал улучшения снабжения столицы хлебом. Интересно, что в 1916 году Распутин уже решительно высказывался в пользу выхода России из войны, заключения мира с Германией, отказа от прав на Польшу и Прибалтику, а также против русско-британского альянса.
Примечательно, и то что в 1916 году по рекомендациям Григория Распутина поэт Сергей Есенин, призванный на фронт, получил назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.
Однако антираспутинские настроения росли в обществе очень сильно. В Государственной Думе высказывалось открытое недовольство влияния Распутина на царскую семью, в 1913—1914 г.г. Масонским Верховным Советом делалась попытка агитационной кампании по поводу роли Распутина при дворе, а Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу «Святой Чёрт» о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции. Последовательница Илидора- Хиония Гусева тяжело ранила ножом Распутина. За покушением стояли великий князь Николай Николаевич и Родзянко. Однако это вызвало только еще больший ажиотаж в отношении этой одиозной личности: о состоянии Распутина писали в газетах Европы и США. А The New York Times вынесла этот сюжет на свою первую полосу. В российской же прессе здоровью Распутина уделялось больше внимания, чем гибели эрцгерцога Франца Фердинанда-ставшего поводом для начала Первой Мировой войны.
Второе покушение в Юсуповском дворце стало смертельным для Распутина. Распутин был убит в ночь на 30 декабря по новому стилю 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке. Заговорщиками были Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер. По мнению ряда британских исследователей, Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы Ми-6, где мотивом заговора предполагались опасения Великобритании по поводу влияния Распутина на российскую императрицу и заключения сепаратного мира с Германией.
При жизни Распутин сумел издать 2 книги: «Житие опытного странника» 1907 года и «Мои мысли и размышления» 1915 года.
В книгах содержатся пророчества Распутина о «божьей каре», «горькой воде», «слёзах солнца», «ядовитых дождях» «до конца нашего века». Пустыни будут наступать, а землю населят чудовища, которые не будут людьми, ни животными. Благодаря «человеческой алхимии» появятся летающие лягушки, ползающие пчёлы, бабочки-коршуны, огромные мыши и не менее огромные муравьи, а также чудовище «кобака». 2 князя с Запада и Востока будут оспаривать право на мировое господство. У них будет сражение в земле четырёх демонов, но западный князь Граюг победит своего восточного врага Вьюга, но и сам падёт. После этих напастей люди вновь обратятся к Богу и войдут в «рай земной».
Самым знаменитым стало распутинское предсказание гибели Императорского дома: «Покуда я жив, будет жить и династия»