Зимняя канавка

Зимняя канавка-самое романтическое место в Санкт-Петербурге, длиной всего 228 метров. Это совсем небольшой канал, который соединяет Мойку и большую Неву, которая в этом месте течет между Дворцовой набережной и Петропавловской крепостью. Первое название — Старый Дворцовый канал ему было присвоено в 1738 году, однако фактически оно не употреблялось. В обиходе канал называли Зимнедворцовый и в итоге сократили просто до «Зимний».  Канал был прорыт в 1718—1719 годах под руководством известного строителя Василия Озерова. При Петре I эта часть набережной Невы стала одной из первых каменных набережных в городе. В 1782—1784 годах противоположные набережные канавки были закованы в традиционный для Петербурга темный гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту императорского скульптора Иоганна Дункера. Если стоять на 1-ом или 2-ом Зимнем мосту и смотреть в сторону Невы, то можно увидеть переход на уровне второго этажа, опирающийся на мощную арку, перекинутую через канавку. Этот «воздушный» переход-галерея соединяет здание Эрмитажного театра, автором которого стал итальянский архитектор Джакомо Кваренги с Большим Эрмитажем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.

Зимний канал (зимняя канавка) фактически разделял Первый и Второй Адмиралтейские острова. Поэтому Эрмитажный мост (который у самой Невы и по которому сейчас происходит автомобильное движение) был построен, чтобы соединить разделенные каналом острова и назывался в разные времена по-разному: Верхненабережный и Зимнедворцовый. В 1766 году он стал каменным, хотя изначально был деревянным и подъемным, построенным по голландским чертежам того времени. Именно с этим мостом связан сюжет оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», в третьем действии которой Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на тройке, семерке и тузе Герман. Этот элемент сюжета отсутствует в повести Пушкина «Пиковая дама», и появляется под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве неразделенной и несчастной любви, и описанного эпизода в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы.

По одной из легенд, связанной с переходом-галереей над Зимней канавкой есть легенда, что когда переход был построен, завистники попытались оклеветать архитектора Кваренги в глазах императрицы Екатерины II, и пустили слух, что арка может упасть в любой момент, так как очень непрочна. Екатерина II, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир со множеством приглашённых. Арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы о её непрочности уже не обсуждались.